THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Нервно-мышечная система осуществляет двигательную функцию и является одной из важнейших систем организма, выполняющей роль основного средства общения организма с окружающей средой.

В ходе онтогенеза эта система претерпевает резко выраженные изменения как структурные, так и функциональные. Структурные изменения проявляются увеличением общей массы мускулатуры и преобразованием строения мышц. Функциональные изменения характеризуются эволюцией основных свойств мышечной ткани, ее функции, чувствительностью к действию раздражителей и т.д.

В процессе развития нервно-мышечной системы различают 2 основных периода:

1/ внутриутробный или антенатальный;

2/ период после рождения или постнатальный.

Последний, в свою очередь, делится на:

а/ период до реализации позы /от момента рождения до одного года жизни/;

б/ период реализации позы /после года жизни/.

Во внутриутробном периоде функция скелетной мускулатуры сводится к обеспечению роста плода и деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Структурные и функциональные особенности проявляются следующим образом:

− имеет место неравномерность развития отдельных мышц и мышечных групп. Быстрее формируются те системы, которые обеспечивают функции, необходимые новорожденному;

− в мышечной ткани плода мало содержится сократимых белков, они обладают слабо выраженной способностью взаимодействовать с АТФ и у них отсутствует реакция взаимодействия между миозиновой и актиновой фракциями;

− формирование мышечного рецепторного аппарата опережает созревание моторных нервных окончаний. С 10-12 недели внутриутробной жизни начинается формирование мышечных веретен и к моменту рождения они уже хорошо развиты;

− двигательные нервные окончания в мышцах появляются к 13-14 неделе внутриутробного развития и затем продолжается их длительное формирование;

− периферические спинно-мозговые нервы тонки в связи с недоразвитием миэлиновой оболочки. Происходит постепенная миэлинизация нервных волокон. Раньше всего покрываются миэлиновой оболочкой волокна задних и передних корешков спинно-мозговых нервов;

− для внутриутробного перехода характерна наиболее низкая лабильность нервно-мышечного аппарата. Если у взрослых животных она составляет 60-80 в 1 секунду, то у плода лабильность колеблется в пределах 3-4 в 1 секунду;

− низкая лабильность мышц эмбрионов определяет их тонические свойства. Мышечная активность в этот период характеризуется признаками, типичными для тонуса. При этом преобладает тонус сгибателей, что обеспечивает характерную внутриутробную позу, которая поддерживается рефлекторно;

− характерным является невозможность получения пессимального торможения мышц плода. При повышенной оптимальной частоте раздражения мышца продолжает сокращаться столько времени, сколько длится раздражение;

− электропроводность эмбриональных мышц очень низка. Чувствительность к электрическому току снижена как при прямом, так и при непрямом раздражении;

− поперечно-полосатые мышцы млекопитающих в эмбриональном периоде обладают повышенной чувствительностью к ацетилхолину и никотину;

− в ответ на одиночное раздражение нерв плода отвечает не одиночным потенциалом действия, а групповым, затухающим разрядом импульсов;

− наблюдается извращение закона Пфлюгера: возбуждение возникает не на катоде, а на аноде.

В постнатальном периоде, до реализации позы, функция скелетной мускулатуры сводится также к обеспечению роста плода и, кроме того, к терморегуляции. Поэтому адекватной формой стимуляции двигательной активности скелетных мышц является температура окружающей среды. Для детей этого периода характерна постоянная активность скелетной мускулатуры. Даже во время сна мышцы не расслабляются и находятся в состоянии тонуса. Постоянная активность скелетных мышц является стимулом бурного роста мышечной массы. В период реализации позы терморегуляционная функция скелетной мускулатуры снижается и появляется локомоторная функция. В связи с этим тоническая форма деятельности заменяется фазнотонической. Скелетная мускулатура переходит к выполнению собственно анимальной функции. В период после рождения продолжаются значительные изменения структуры и функции нервно-мышечной системы:

− продолжается увеличение общей массы мышечной ткани. За весь период роста ребенка масса мускулатуры увеличивается в 35 раз, значительно больше, чем масса многих других органов. У новорожденных масса мышц составляет 23%, к 8 годам – 27%, к 15 годам – 33%, у взрослых – 44% от общей массы. При этом, рост отдельных групп мышц происходит неравномерно. Имеет место относительное преобладание мускулатуры туловища и слабое развитие мускулатуры конечностей. У новорожденных и детей 1-2 месяцев продолжает преобладать тонус сгибателей, что определяет позу грудных детей и большее развитие у них сгибателей. У детей 3-5 месяцев появляется нормотония, с равновесием мышц антагонистов. К 5 годам происходит более интенсивное развитие разгибателей и соответственно увеличение их тонуса;

− изменения в микроструктуре мышечной ткани проявляются в следующем:

а) рост мышечной массы в постнатальном периоде происходит в основном за счет увеличения размеров каждого из мышечных волокон, тогда как общее количество их практически не увеличивается. Мышечные волокна новорожденных в 5 раз тоньше, чем у взрослых. Диаметр их составляет у новорожденных 6,5-7,8 мкм, а к 12-16 годам – 26-28 мкм. Мышечные волокна новорожденных богаты саркоплазмой, поперечная полосатость выражена слабо. Рост их происходит за счет утолщения миофибрилл;

б) происходит постепенное уменьшение ядерной массы иизменение формы ядер. Они из округлых у новорожденных к 2-3 годам жизни становятся продолговатыми;

в) мышцы новорожденных совмещают признаки тонических и фазных мышц. В первые же дни постнатальной жизни происходит дифференцирование на медленные и быстрые мышцы, свойственное взрослому организму;

г) рецепторы мышц /нервно-мышечные веретена/ к моменту рождения уже сформированы и теперь происходит их перераспределение. Мышечные веретена начинают перемещаться из средних частей мышечного волокна в проксимальные и дистальные части, которые испытывают наибольшее растяжение;

д) мышцы новорожденных монотерминальны, т.е. они имеют один синапс в виде типичной концевой бляшки. В дальнейшем продолжается развитие двигательных нервных окончаний в мышцах. Число синапсов увеличивается. Пубертатный возраст характеризуется перестройками всех основных систем организма, в том числе и системы движения. В частности изме- няется энергетическое обеспечение мышечной деятельности. С началом пубертатного периода повышается максимально достижимая концентрация молочной кислоты в крови и вели- чина максимального кислородного долга. Все это говорит об усилении роли анаэробных источников энергии при мышечной деятельности. В то же время максимальное потребление кислорода, являющееся мерой аэробных возможностей организма, увеличивается пропорционально увеличению массы тела;

− изменения в структуре спинномозговых нервов проявляются продолжением их миелинизации. В первые годы жизни они утолщаются вдвое за счет развития миелиновой оболочки. Филогенетические старые пути миелинизируются раньше, чем филогенетические новые. Передние спинномозговые корешки у человека достигают состояния свойственного взрослым людям между 2-5 годами жизни, а задние спинномозговые корешки – между 5-9 годами. Соответственно к этим годам и достигается максимальная скорость распространения нервного импульса;

− соответственно изменениям структуры изменяется и функция нервно-мышечного аппарата. В период после рождения она характеризуется следующими особенностями:

а) отмечается пониженная возбудимость нервно-мышечной системы. Это проявляется большим порогом раздражения, длительной хронаксией и низкой лабильностью. Возрастные изменения лабильности связаны с длительностью абсолютной и относительной рефракторных фаз. Так, в эксперименте получено, что у взрослых собак длительность абсолютной рефракторной фазы составляет 1,5-2 мс, относительной рефракторной фазы 6-8 мс. У щенков, в возрасте 16-18 дней абсолютная рефракторная фаза составляет 5-8 мс, относительная – 40-60 мс. Фаза экзальтации отсутствует. Изменение лабильности связывают и с состоянием нервно-мышечных синапсов в период новорожденности. На это указывает тот факт, что по мере созревания мионеврального синапса длительность перехода возбуждения с нерва на мышцу укорачивается в среднем в 4 раза, что способствует увеличению лабильности.

Для суждения об изменениях функциональной лабильности мышц были исследованы реакции пессимума. За порог частичного пессимума принималась минимальная частота раздражения, при которой отмечалось первое ослабление сокращения мышцы, за порог полного – частота, при которой все мышечные волокна реагировали пессимальной реакцией. Хронаксия у взрослых и школьников равна десятым долям миллисекунд /0,1-0,5 мс/. У новорожденных же она в 1,5-10 раз длиннее. Достижение хронаксии уровня взрослых про- исходит к 9-15 годам жизни. У новорожденных сохраняется низкая электровозбудимость нервно-мышечного аппарата. У детей первых недель жизни при токе силой 5 ампер сокращение получается только при замыкании катода /КЗС/. У детей старшего возраста – при замыкании и катода и анода /КЗС и АЗС/.

б) для раннего детского возраста как и для внутриутробного периода, характерным является невозможность получения пессимального торможения мышц. Мышцы независимо от характеристики раздражителя по частоте и интенсивности, отвечают тоническим типом сокращения, которое длится столько, сколько продолжается раздражение, без признаков перехода в состояние пессимума. При увеличении частоты раздражения, амплитуда сокращения мышц сначала снижается, а затем устанавливается на некотором уровне. Отсутствие фазы экзальтации и невозможность получения интенсивного пессимума связывают с недостаточным структурным оформлением мионевральных синапсов;

в) кривая одиночного мышечного сокращения у новорожденных резко растянута во времени по сравнению с кривой взрослого. Кривая тетануса новорожденного имеет пологое начало и постепенное расслабление, напоминая тетанус утомленной мышцы. Считают, что это связано с более быстрым накоплением продуктов обмена в мышцах новорожденного;

г) характерным является большая эластичность мышц ран- него детского возраста;

д) в процессе онтогенеза увеличивается сила и работа мышц, а также быстрота движения, но для разных групп мышц по-разному;

е) важным показателем состояния нервно-мышечного аппарата является уровень поляризации мембран мышечных клеток. Он значительно ниже у детей, чем у взрослых. Так, величина мембранного потенциала у взрослых составляет 75-85 мВ, а у новорожденных – 23-40 мВ. Этот факт связан с изменением содержания ионов в клетках в разные возрастные периоды. У новорожденных отмечается низкий уровень содержания ионов К + в клетке и больше, чем у взрослых, содержание ионов Na + ;

ж) в связи с недостаточностью миэлинизации нервных волокон, проведение возбуждения по ним осуществляется более медленно и менее изолировано;

з) значительно снижена резистентность к действию раздражителя. Это проявляется тем, что в раннем возрасте время развития парабиоза в среднем в 10 раз короче, чем у взрослых;

и) чем моложе ребенок, тем быстрее он утомляется. Это связано в основном с особенностями ЦНС, так как сама мышца практически может сокращаться без утомления длительное время. В грудном возрасте утомление наступает уже через 1,5-2 часа после начала бодрствования. Утомление может развиваться и при неподвижности, длительном торможении движений. Большое значение в детском возрасте имеет «активный» отдых /смена игр, занятий, физпаузы и пр./.

Все отмеченные выше особенности нервно-мышечной системы с возрастом уменьшаются, приближаясь у детей школьного возраста к показателям взрослых. К 14-15 годам функциональное состояние нервно-мышечной системы мало чем отличается от взрослых.

Структурно-функциональное созревание нервно-мышечных синапсов охватывает пе­риод антенатального и раннего постнатального периодов развития. Оно имеет свои осо­бенности для пре- и постсинаптических мем­бран.

Созревание пресинаптической мембра­ны. Двигательные нервные окончания в мышцах появляются на 13-14-й неделе внут­риутробного развития. Формирование их продолжается длительное время и после рож­дения. Мышечное волокно новорожденного, как и взрослого человека, имеет один синапс в виде типичной концевой бляшки. Созрева­ние пресинаптической мембраны проявляет­ся в увеличении терминального разветвления аксона, усложнении его формы, увеличении площади всего окончания. Степень созре­вания нервных окончаний значительно уве­личиваются к 7-8 годам, при этом проявля­ются более быстрые и разнообразные движе­ния.

В процессе развития усиливается синтез ацетилхолина в мотонейронах, увеличивают­ся количество активных зон в пресинаптическом окончании и количество квантов ме­диатора, выделяющегося в синаптическую щель.

Созревание постсинаптической мембра­ны. Когда окончание аксона достигает мио-трубки, в соответствующем ее участке появля­ются скопления митохондрий, рибосом, мик­ротрубок. На поверхности миотрубки образу­ются выемки, в которых помещается оконча­ние аксона. Образуется примитивное нерв­но-мышечное соединение. Особенностью ранних стадий развития мышечных волокон является разлитая чувствительность всей по­верхности мембраны к ацетилхолину, прису­щая донервной стадии развития мышц. В процессе развития на каждом мионе сохра­няется единственный синапс, формирование его сопровождается появлением в постсинап­тической мембране холинэстеразы, увеличе­ние концентрации которой приводит к по­вышению скорости гидролиза ацетилхолина. Образуются складки на постсинаптической мембране, в результате чего растет амплитуда ПКП и повышается надежность передачи возбуждения через синапс. Внесинаптическая поверхность мышечного волокна по­степенно теряет чувствительность к ацетил­холину. После денервации в эксперименте чувствительность к ацетилхолину вновь рас­пространяется на всю поверхность мемб­раны.

Вследствие незрелости нервно-мышечного синапса у плода и новорожденного синаптическая передача возбуждения происходит медленно. Без трансформации ритма через такой синапс передается не более 20 импуль­сов в 1 с, а к 7-8 годам жизни - около 100 импульсов в 1 с, т.е. как у взрослого.

Утомляемость синапса объясняется ис­тощением медиатора и снижением чувстви­тельности постсинаптической мембраны к медиатору в результате накопления продук­тов обмена, закислением среды - все это приводит к снижению ПКП.

Морфологические особенности . К морфологическим особенностям мышечной системы у детей надо отнести меньшую толщину мышечных волокон, относительно большее количество интерстициальной ткани и большее количество округлой формы ядер как в клетках самых мышц, так и в межуточной соединительной ткани. Во внеутробной жизни рост мышечной массы происходит не за счет нарастания числа мышечных волокон, а почти исключительно за счет их утолщения. Эти свойства выражены тем отчетливее, чем младше ребенок.

Мускулатура у новорожденных развита сравнительно очень слабо и по своему общему весу составляет всего лишь 23% веса тела. В течение всего дальнейшего детства вес мышц возрастает значительно сильнее, чем вес других органов; у здорового взрослого относительный вес мускулатуры достигает приблизительно 42% веса тела.

Для детей периода новорожденности и первых месяцев грудного возраста характерна значительная гипертония мышц, наиболее резко выраженная со стороны сгибателей конечностей. У нормальных детей гипертония мышц верхних конечностей обычно проходит к 2-2,5 месяцам, а мышц нижних конечностей - к 3-4 месяцам.

Электровозбудимость нервно-мышечного аппарата у детей первых недель жизни меньше, чем у детей более старших. У детей первых недель жизни при токе силой меньше 5 миллиампер сокращение получается только при замыкании катода (КЗС), у более старших детей - при замыкании и катода (КЗС), и анода (АЗС). Гальваническая возбудимость с 1,5-2-месячного возраста почти сравнивается с таковой у взрослых.

Абсолютные и средние величины хронаксии у детей значительно выше, чем у взрослых. У детей в возрасте до 3 месяцев мышцы и нервы обнаруживают наиболее низкую возбудимость (большая реобаза), что, надо думать, объясняется незаконченностью морфологической структуры нервно-мышечного аппарата. Величины хронаксии у детей в возрасте около 10 лет приближаются к показателям взрослых. Данные отдельных исследователей об особенностях хронаксии у детей сильно расходятся (Вул, Краснова).

Механическая мышечная возбудимость у детей периода новорожденности несколько повышена; в более поздних возрастах наличие карпопедального спазма (перемежающихся тонических судорог в кисти и стопе) и хоботкового феномена говорит о тетании. Положительный лицевой феномен Хвостека в раннем детстве указывает на повышенную механическую возбудимость мышц (тетания), у более старших детей он не имеет столь специфического характера и чаще всего говорит о невропатии.

Мышечная сила у детей с возрастом отчетливо нарастает. Как правило, правая рука у них сильнее левой, мышечная сила у мальчиков несколько больше, чем у девочек.

Любой врач скажет вам, что организм крохи существенно отличается от взрослого: у него есть и собственные, присущие только ему, болезни, и собственные принципы работы - физиологические особенности. Знать эти особенности очень важно для родителей, ведь от них зависят многие нюансы ухода за малышом. Об особом «устройстве» новорожденного мы будем рассказывать в этой рубрике.

Движение, являясь одной из функций человеческого организма, с самого начала его формирования становится основой активной жизнедеятельности. С первых недель внутриутробного развития и на протяжении всей жизни человеческий организм находится в движении. Даже во сне отмечаются кратковременные сокращения скелетных мышц и постоянная работа непроизвольной мускулатуры внутренних органов. Сокращения скелетных мышц, принимающих непосредственное участие в организации двигательной активности организма, кроме этой своей функции, принимают участие в процессах теплообмена, обеспечивают защиту внутренних органов от внешних повреждений, развитие нервной системы. Поэтому от состояния мускулатуры зависит здоровье человека с первых дней жизни.

Умения, данные от рождения

К моменту рождения мышечная масса новорожденного составляет около 23% от общей массы тела. Это в два раза меньше, чем у взрослых. Мышцы верхних конечностей развиты лучше, чем мышцы нижних конечностей, которые увеличивают свою массу к подростковому возрасту более чем на 16% по отношению к общей массе тела. Раньше сего созревают мышцы, обеспечивающие акт сосания. - мышцы языка и губ, и акт дыхания - межреберные мышцы, мышцы спины и диафрагмы. Чуть более медленно происходит взросление» мышц верхних конечностей, и самыми последними заканчивают развитие мышцы ног. Этим объясняется последовательность формирования двигательных навыков. К моменту рождения ребенок может эффективно и длительно сосать - это необходимо для поддержания его жизни. Способность новорожденного ребенка к сосанию страдает лишь при заболеваниях, сопровождающихся выраженным нарушением общего состояния. То же самое можно сказать и о дыхательных мышцах: их эффективные и полноценные сокращения необходимы для нормальной работы органов дыхания. Нарушение функции этих мышц происходит только в самых тяжелых случаях патологии периода ранней новорожденное.

Выше голову!

Достаточно хорошее развитие мышц спины обеспечивает то, что одним из первых двигательных навыков ребенка становится способность удерживать голову в вертикальном положении. Происходит это в возрасте между 1,5 и 3 месяцами. До того момента, когда ребенок начинает уверенно держать голову, необходимо всячески оберегать его шею от возможных повреждений, бережно придерживая голову малыша при любых манипуляциях. Нельзя допускать сгибания или разгибания шейного отдела позвоночника при подмывании и пеленании, любые перемещения малыша в пространстве должны осуществляться очень осторожно. Нужно помнить о том, что шея младенца очень уязвима, что в каналах позвоночного столба проходят кровеносные сосуды, питающие мозг, и выраженное сгибание или разгибание шеи может вызвать спазм этих сосудов, что, в свою очередь, вызовет нарушение питания мозга.

Свобода движений

К концу второго месяца своей жизни ребенок начинает совершать более-менее целенаправленные движения руками: пытается дотянуться до заинтересовавшей его игрушки, может удержать предмет, вложенный в его руку. Чуть позднее (в 3-4 месяца) он берет игрушку в руку самостоятельно, в положении лежа на спине опирается на предплечья, а затем и на вытянутые руки. В 5 месяцев хорошо развивающийся малыш свободно дотягивается рукой до нужного ему предмета из любого положения и может подолгу играть с игрушками, перекладывая их из одной руки в другую.

Способность переворачиваться со спины на живот (с 4 месяцев) и обратно (с 5-6 месяцев) обеспечивается согласованными действиями мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей, поэтому этот достаточно сложный двигательный навык можно считать одной из первых побед маленького человека. Начиная с этого момента нужно быть предельно внимательными и не оставлять ребенка вне кроватки без присмотра ни на минуту. Просто удивительно, как быстро малыш может оказаться на краю пеленального стола или дивана!

Учимся сидеть

В 4 месяца развитие ребенка достигает того этапа, когда положение лежа перестает удовлетворять его - малышу необходимо видеть как можно больше вокруг. Это приводит к возникновению противоречия: ребенок испытывает острую потребность в сидении, отчаянно стремится занять это положение, но ни его позвоночник, ни его мышцы к этому еще не готовы. Родители должны понимать это и всячески поощрять любознательность ребенка, не высаживая, однако, до того момента, когда он сможет сесть самостоятельно. До этого возраста нельзя пользоваться прогулочными колясками, рюкзачками-кенгуру,в которых ребенок вынужден постоянно сидеть,нежелательнонадолго (дольше чем на 3-5 минут) оставлять малыша в так называемых «прыгунках».

До того как младенец начнет ходить, следует сажать его в ходунки, а после того как начнет ходить, - не нужно надолго оставлять в них ребенка. Не следует присаживать малыша, пытаться водить за ручки, пока ребенок сам не станет делать таких попыток. Длительная нагрузка на позвоночник при еще не окрепших мышцах спины может стать причиной искривления позвоночника и нарушения питания мозга вследствие сосудистого спазма.

После 6-6,5 месяцев, когда завершается формирование грудного изгиба позвоночника и в достаточной степени созревают мышцы спины и пресса, происходит радостное событие: малыш в первый раз садится самостоятельно. Большинство детей садятся из положения лежа на животе через поворот на бок. Теперь уже можно позволить крохе сидеть только времени, сколько ему хочется. Можно гулять с ним в летней коляске, кормить в стульчике и радоваться вместе с ним этой замечательной возможности - играть сидя.

Ползаем

Но это достижение не способно надолго удовлетворить маленького исследователя. К 7 месяцам он понимает, что для того чтобы достать какой-то удаленный предмет, ему необходимо научиться перемещаться в пространстве. Достичь этого можно при помощи сложного акта - ползания.

Сначала малыши пытаются ползти на животе «по-пластунски», но уже спустя пару недель таких упражнений их ручки и ножки укрепляются настолько, что ребенок может встать на четвереньки и ползать уже достаточно смело. Теперь он может доползти до какой-нибудь опоры для того, чтобы ухватиться за нее и встать. К этому моменту (в 8-9 месяцев) благодаря неустанным тренировкам и растущей мышечной массе достаточно окрепли мышцы ног и завершил свое формирование поясничный изгиб позвоночника. Стоя у опоры и передвигаясь вдоль нее, ребенок учится удерживать равновесие.

В это время многих родителей интересует, можно ли пользоваться приспособлениями, помогающими ребенку ходить (ходунками). На этот вопрос нельзя ответить однозначно. С одной стороны, эти приспособления расширяют круг деятельности ребенка, делают его игры более содержательными. Безусловно, малышу интересно самостоятельно передвигаться по комнате. Но, с другой стороны, длительное пребывание ребенка в ходунках тормозит развитие навыка самостоятельной ходьбы: ребенок привыкает к механической поддержке, и его вестибулярный аппарат не тренируется. Кроме того, зачастую, длительно передвигаясь в ходунках, малыш привыкает неправильно ставить ножки. Положение ребенка в этом приспособлении провоцирует опору на пальцы. Поэтому нахождение ребенка в ходунках должно ограничиваться 30 минутами вдень (2-3 раза по 10 минут). В остальное же время необходимо всячески поощрять его упражнения, направленные на совершенствование равновесия и ходьбы.

Первые шаги

И вот, наконец, он может бросить опору для того, чтобы сделать свой первый самостоятельный шаг. В норме это грандиозное событие происходит в возрасте от 10 до 13 месяцев жизни ребенка. Теперь его возможности поистине безграничны: он может совершенно самостоятельно познавать мир, то есть делать то, что ему наиболее интересно.

К году начинается формирование мелкой моторики. Это очень сложный процесс, напрямую зависящий от состояния нервной системы ребенка. Родители, начиная с 8-9 месяцев должны предлагать ребенку игры, направленные на стимуляцию развития мелкой моторики. Это могут быть игры со шнуровками, мячами, различными по форме и фактуре предметами. Существует большое разнообразие игрушек, специально разработанных для развития этой функции нервной системы. Но ребенка может заинтересовать и игрушка, сшитая мамой из лоскутков материи, отличающихся по фактуре, и наполненная горохом или фасолью. Кроме того, в коре головного мозга центры, отвечающие за осуществление мелкой моторики, расположены рядом с центрами речи, что делает развитие этих двух важнейших функций тесно взаимосвязанными. Так, при нарушении речевого развития упражнения, направленные на стимуляцию мелкой моторики, помогают улучшить развитие речевой функции.

Этот пример наглядно демонстрирует, насколько тесно переплетены между собой развитие нервной и мышечной систем. При нарушениях со стороны нервной системы всегдавбольшей или меньшей степени страдает двигательная функция. И наоборот, при малоподвижности ребенка, связанной с ожирением или ограничением возможностей для активного движения вследствие чрезмерной опеки со стороны родителей, не может не страдать познавательная функция нервной системы, ухудшается питание мышц и, как следствие, снижается их работоспособность.

Что же можно предпринять для того, чтобы обеспечить оптимальные условия для развития моторики новорожденного? Каждая мама может овладеть навыками общеукрепляющего и гигиенического массажа. Проводить его сеансы нужно ежедневно начиная с 1-го месяца жизни ребенка. Приемы массажа и комплексы гимнастики для младенцев изменяются по мере взросления малыша. Огромную пользу для развития и нервной и мышечной систем окажет раннее обучение ребенка плаванию и регулярное посещение плавательного бассейна для младенцев.

Стимулирующее влияние на развитие моторики ребенка первых месяцев жизни оказывает все, что вызывает интерес малыша: яркие, издающие разнообразные звуки игрушки, активные игры со взрослыми, активная жизненная позиция родителей, правильный режим дня и полноценное питание. Очень важно таким образом организовать жизненное пространство ребенка, чтобы у него была возможность постоянно двигаться, не подвергая себя опасности.


Мышечный тонус - ориентир для определения гестационного возраста новорожденного. У здоровых детей первых 2-3 мес жизни отмечают повышенный тонус мышц сгибателей (физиологический гипертонус). Гипертонус в верхних конечностях исчезает в 2-2,5 мес, а в нижних - в 3-4 мес (рис. 6-30).

Глубоко недоношенные дети (срок гестации менее 30 нед) рождаются с общей мышечной гипотонией (рис. 6-31). У ребенка, родившегося на 30- 34-й неделе беременности, нижние конечности согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Флексия верхних конечностей появляется только у детей, родившихся после 34 нед беременности.

Рост и развитие мышц у детей происходит неравномерно и зависит от их функциональной активности.


Мимические и жевательные мышцы у новорожденного слабо развиты, укрепляются после прорезывания молочных зубов.

Купол диафрагмы у новорожденных более выпуклый. Сухожильный центр занимает относительно малую площадь. По мере развития легких выпуклость диафрагмы уменьшается. У детей до 5 лет диафрагма расположена высоко, что связано с горизонтальным ходом ребер.

Мышцы, апоневрозы и фасции живота у новорожденных слабо развиты. Это обусловливает выпуклую форму передней брюшной стенки, сохраняющуюся до 3-5 лет. Пупочное кольцо у новорожденного еще не сформировано, особенно в верхней его части, в связи с чем возможно образование пупочных грыж.

У новорожденного преобладает масса мышц туловища.

Мышцы конечностей быстро растут в первые годы жизни ребенка в связи с нарастанием двигательной активности. Развитие мышц верхних конечностей опережает развитие мышц нижних конечностей.

Мышцы, обеспечивающие вертикальное положение тела, наиболее быстро растут после 7 лет, особенно у подростков 12-16 лет.

Совершенствование точности и координации движений наиболее интенсивно происходит после 10 лет, а способность к быстрым движениям развивается лишь к 14 годам.

Интенсивность прироста мышц и мышечной силы связана с полом. Показатели динамометрии у мальчиков выше, чем у девочек. Относительная сила мышц (на 1 кг массы тела) до 6-7 лет изменяется незначительно, а затем к 13-14 годам быстро увеличивается.

Еще по теме Анатомо-физиологические особенности мышечной системы:

  1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Развитие мышечных групп у детей неравномерное. У ребенка первых лет жизни развиваются крупные мышцы плеча и предплечья, с 6--7 лет -- мелкие мышцы кистей, отвечающие за тонкие координированные движения рук. Деятельность детей в разные возрастные периоды направлена на развитие движений, которые помогают приспособиться к окружающему миру. До 5--6 лет -- это развитие общих двигательных умений, после 5--6 лет -- развитие тонкой координации: письмо, лепка, рисование. С 8--9 лет происходит дальнейшее нарастание объема мышц вследствие постоянной деятельности мышц рук, ног, спины, плечевого пояса, шеи. В конце периода полового развития отмечается прирост объема мышц не только рук, но и спины, плечевого пояса и ног.

У детей дряблость мышц, недостаточность их развития наблюдают при нарушении питания, малых физических нагрузках, тяжелом заболевании. Атрофия мышц имеет место при невритах, полимиозите, гемартрозах, ревматоидном артрите. Увеличение собственно мышц отмечается при регулярных занятиях спортом. О развитии мышц можно судить по положению лопаток, форме живота. В норме живот втянут вовнутрь или слегка выступает за уровень грудной клетки, лопатки подтянуты к грудной клетке. При обильном отложении подкожного жирового слоя измеряют его толщину, после чего судят об истинном развитии мышц. При внешнем осмотре всегда определяют симметричность развития мышц. При гемофилии (на фоне гемартрозов суставов), одностороннем параличе или другом поражении мышц наблюдается асимметрия их развития.

Общее снижение мышечного тонуса наблюдается при рахите, длительных заболеваниях, недостаточной физической нагрузке, истощении. Мышечное истощение (общее или местное) может быть диагностировано при проведении измерения симметричных окружностей (ног, рук). Мышечные асимметрии чаще наблюдают при врожденных недоразвитиях групп мышц, при травматических поражениях конечностей, заболеваниях центральной и периферической нервной системы.

Тонус мышц ребенка оценивают при осмотре его позы, конечностей. У недоношенных детей мышечный тонус снижен, поэтому в положении лежа на животе на руке исследователя конечности у них довольно свободно свисают. У доношенного новорожденного тонус мышц-сгибателей повышен. По мере овладения статомоторными навыками повышенный тонус сгибателей исчезает. Если у ребенка любого возраста имеется повышенный или пониженный тонус с правой или левой стороны, это свидетельствует о патологии.

При выявлении сниженного или повышенного тонуса с одной или двух сторон используют некоторые приемы обследования. Например, для проверки тонуса ребенку, лежащему на спине, осторожно разгибают согнутые нижние конечности, прижимая их к столу. Когда исследователь отнимает свои руки от ребенка, ноги его сразу же возвращаются в исходное положение. При снижении тонуса полного возврата не будет. Есть еще один прием. Обхватив туловище ребенка руками, исследователь поворачивает его вниз головой. При нормальном тонусе голова располагается в одной вертикальной плоскости с туловищем, руки слегка согнуты, а ноги немного вытянуты. Если тонус мышц снижен, то голова и ноги располагаются вертикально. Если тонус повышен, руки и ноги усиленно согнуты, голова запрокинута назад.

Нарушения мышечного тонуса у детей раннего возраста чаще всего связаны с повреждением в родах центральной нервной системы, в грудном и старшем возрасте причиной могут быть нейроинфекции, травмы черепа, острые и хронические нарушения питания или водно-солевого обмена, недостаток витамина D.

Для различных видов спорта существует допустимый возраст для занятий:

В 7--8 лет допускаются занятия спортивной, художественной гимнастикой, горными видами лыжного спорта, фигурным катанием на коньках.

С 9 лет разрешаются занятия на батуте, биатлон, лыжное двоеборье, прыжки с трамплина, шахматы.

В 10 лет разрешается начать занятия волейболом, баскетболом, борьбой, академической греблей, ручным мячом, фехтованием, футболом, хоккеем. В 11 лет рекомендуется начать заниматься греблей на байдарках, конькобежным спортом, легкой атлетикой, санным, стрелковым спортом.

В 12 лет -- бокс, велосипед.

В 13 лет -- тяжелая атлетика. В 14 лет -- стендовая стрельба.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама