THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Развитие зрительной памяти — Действенные упражнения для улучшения памяти

— Что такое зрительная память?
— Проверка зрительной памяти ребенка
— Визуальная память и ее виды
— Способы и методы развития памяти
— 6 упражнений для развития фотопамяти
— Заключение

Способность человека запоминать и воспроизводить живые образы в максимально детальном их отражении называется эйдетической, фотографической или зрительной памятью. Все это одно и то же. Зрительная память позволяет запомнить/воспроизвести текст или образ в малейших деталях. Как правило, такие образы запоминаются надолго и вспомнить их не составляет никакого труда.

Фактически, человек обладающей развитым типом этой памяти способен воспроизвести в деталях картинку, целый сюжет и прокрутить его в сознании, подобно видеоролику. В качестве помощника, для создания максимально точной картины, к процессу запоминания также присоединяется слуховая, тактильная и, во многих случаях, обонятельная память. Все это увеличивает шансы запомнить событие надолго, так как образы максимально яркие, а как известно, яркие образы — основа долговременной памяти.

Когда мы смотрим на тот или иной предмет, в нашей памяти остается его зрительный образ. У каждого из нас он будет своим. Способность запоминать форму, цвет предмета и другие его особенности зависит от того, насколько человек восприимчив к зрительным впечатлениям.

Для развития зрительной памяти существует немало полезных упражнений, не требующих каких-либо особых навыков или дополнительного оборудования. Такие занятия можно совершать в любом удобном месте - дома, в рабочем кабинете во время перерыва и т.д., безусловно, заранее предупредив своих сослуживцев, чем вы собираетесь заниматься.

— Проверка зрительной памяти ребенка

Умение создавать мысленно картинку - зрительный образ - важно в процессе обучения. Этот навык помогает лучше и быстрее запоминать конкретный и абстрактный материал. Хорошая зрительная память поможет школьнику справляться со сложными задачами и надолго запоминать выученный предмет, поэтому тренировку зрительной памяти лучше всего проводить с наглядным материалом и элементами игры. Каждое упражнение неплохо снабдить коротким рассказом или предысторией. Это во много раз .

Перед тем, как приступить к упражнениям, необходимо выявить, насколько сложно ребенку запоминать картинки. Для этого перед ним стоит разложить 10 изображений предметов, разных по форме, цвету и предназначению. На протяжении 30 секунд ребенок рассматривает их, старается запомнить. Потом картинки переворачиваются, а ребенок по памяти рассказывает, какие объекты он запомнил.

Если удалось назвать менее 5 предметов, то необходимо уделить внимание тренировке зрительной памяти. Но и детям, которые показали довольно высокий результат, также не помешает время от времени выполнять упражнения.
ВАЖНО!

Перед тем, как ребенок приступит к заданиям, стоит объяснить, что его задача - запоминать рисунок, предметы, которые ему будут показаны. А после того, как он закроет глаза, нужно представить образ увиденного.

— Визуальная память и ее виды

В зависимости от того, с какими подробностями человек воспроизводит в памяти тот или иной визуальный образ, зрительная память бывает слабо развита, умеренно развита и развита в совершенстве. Большая часть людей в этом отношении находится в пределах нормы, которой хватает для обычной жизни. Но есть сферы деятельности, где этого недостаточно. Спецагентам, художникам, шоферам, искусствоведам и т. п. нужна зрительная память выше средней.

Тренировать зрительную память, которая с годами только ослабевает, желательно не только им. Если вы не хотите забывать лица знакомых, терять вещи, плохо ориентироваться на местности, регулярные тренировки зрительной памяти помогут вам сохранить ее.

Упражнение № 1: возвращаем внимание.
Для этого упражнения нужно принять удобное положение, расслабиться и начать подробно разглядывать кисть руки, стараясь всмотреться в каждый ее миллиметр. Во время выполнения упражнения необходимо сосредоточиться и ни о чем не думать. Если внимание рассеивается, нужно возвращать его обратно. Общее время на упражнение: 10 минут в день (по 5–7 секунд несколько раз в день, меняя угол зрения).

Упражнение № 2: «растворяем» образ.
Для этого упражнения нужно найти какой-нибудь предмет (приятный глазу или нейтральный, но не телевизор). На него нужно смотреть 3–5 секунд не отрываясь, стараясь запомнить все подробности. Затем сделать вдох, закрыть глаза на 3–5 секунд, задержать дыхание и в этот момент представить себе предмет. После этого мысленно «растворите» его образ на выдохе. Выполняя это упражнение, можно менять варианты «стирания» образа, скорость и ритм.

Общее время на упражнение: не менее 2 раз в день (постепенно можно переходить от 5–7 упражнений к 50 за один подход).

Упражнение № 3: стараемся запечатлеть предмет.
Необходимо смотреть на предмет (лучше цветной) от 3 до 10 минут. После этого нужно закрыть глаза на 3 минуты и постараться воспроизвести предмет в своем воображении в как можно более четком и ярком варианте. Попытку нужно повторить несколько раз, постоянно сверяясь с оригиналом.

Если вы научились четко представлять себе предмет с закрытыми глазами, можно переходить ко второму этапу: смотрите на предмет в течение 3–10 минут. Затем развернитесь на 180 градусов и посмотрите на лист белой бумаги (приготовьте заранее). Ваша задача – увидеть образ предмета на нем. После того как вы научитесь легко воспроизводить образы предметов, можно переходить к открыткам и картинам.

Упражнение № 4: стараемся «поймать» увиденное.
Для выполнения задачи нужно неожиданно остановиться и бросить взгляд на предмет перед собой. Затем закрыть глаза и постараться восстановить в своем воображении то, что вы увидели и свое состояние при этом. С помощью этого упражнения можно научиться запоминать состояния и воспроизводить их. Общее время на упражнение: 10–15 раз в день, для начала по 15–20 секунд, затем по 5 минут.

Упражнение № 5: «фотографируем» прохожих.
Это упражнение легко выполнять на улице. Задача – бросить взгляд на прохожего («сфотографировать»), а затем закрыть глаза и представить, как и куда он продолжает движение. Тренироваться нужно до тех пор, пока вы с легкостью не научитесь воспроизводить «сфотографированный» образ.

Упражнение № 6: играем со спичками.
Для того чтобы выполнить это упражнение, нужно попросить кого-нибудь выложить на столе фигуру из спичек и накрыть листом бумаги. Затем лист поднимается на 1–2 секунды, чтобы вы могли посмотреть на фигуру. После этого нужно закрыть глаза и мысленно подсчитать количество спичек. Потом глаза можно открыть и попробовать выложить из спичек такую же фигуру.

Заключительный этап упражнения – проверка соответствия количества спичек и схемы их размещения с оригиналом. После того как у вас будет получаться свободно выстраивать фигуру из 10 спичек, можно переходить к следующему упражнению.

Упражнение № 7: выкладываем ассоциации.
Это сложное упражнение также выполняется с чужой помощью. Заранее приготовьте спички (200–300 штук). Затем нужно попросить кого-то из близких вам людей произносить слова с определенной паузой (для начала в 1 минуту), которую от упражнения к упражнению нужно сокращать вплоть до 30 секунд. Во время паузы вам нужно будет выкладывать из спичек ассоциации, которые вызывает произнесенное слово. Количество слов тоже можно постепенно увеличивать, доводя до 50.

Упражнение № 8: стараемся увидеть яркое.
Во время этого упражнения нужно стараться смотреть на предмет, ни о чем не думая, стремясь запомнить его целиком (этому было посвящено первое упражнение). Необходимо охватывать взглядом весь предмет, концентрируясь на его центре. Как только у вас возникнет какая-либо (любая!) мысль, нужно закрыть глаза и представить себе этот предмет в максимально ярком цвете.

— Способы и методы развития памяти

Для начала стоит отметить, что мы часто тренируем нашу память и внимание, используя различные бытовые ситуации в повседневной жизни. Мы запоминаем, что хотим купить в магазине, стараемся помнить дни рождения родственников, друзей и знакомых, пересказываем содержание недавно прочитанной книги или учебника – все это и многое другое является хорошей тренировкой памяти. Однако использование специальных упражнений дает нам возможность сконцентрироваться на конкретной цели развития определенной способности нашей памяти.

— 6 упражнений для развития фотопамяти

1) Разбивайте картинки на отдельные элементы.
Часть запомнить легче, чем целое, ‒ если вам трудно запечатлеть в памяти схему или картинку, вы можете разделить ее на несколько элементов и запомнить каждый из них.

Вы можете запечатлеть в голове внешний вид человека, перечислив в уме сперва категории одежды, которая в данный момент на нем, ‒ например, «куртка, джинсы, кроссовки», а затем подвергнув такому же анализу каждый предмет одежды: «кроссовки белого цвета с тремя продольными синими полосками, с серыми шнурками» и тому подобное.

2) Решайте головоломки на внимательность.
То, что кажется детской забавой, на самом деле ‒ мощная тренировка для зрительной памяти. Сравнивая две картинки, которые несущественно отличаются друг от друга, ваш мозг учится вниманию к деталям. Какой из предметов расположен ближе, а какой дальше? Отвечая на этот вопрос, ваш мозг тренирует способность выстраивать геометрическую перспективу. В какой последовательности шли предметы, которые требовалось запомнить? Этот тип головоломок задействует ту часть визуальной памяти, которая имеет отношение к правильному восприятию пространства и композиции.

3) Развивайте синестезию.
Как звучит это здание? А какой вкус у этого оттенка цвета? Это больше, чем просто игра: связывая визуальные элементы с теми или иными звуками, запахами, тактильными ощущениями, вы заставляете мозг создавать сложные ассоциации, которые помогут ему отыскивать в памяти нужную вам информацию. Синестезия позволяет визуальным образам глубже «укореняться» в мозгу, поскольку ее использование заставляет одни нервные структуры одной сенсорной системы активировать структуры другой.

4) Рисуйте неправильные орнаменты.
Хуже всего запоминаются те изображения и предметы, в которых отсутствует четкая логика. Вот еще одно упражнение, которое лучше выполнять начиная с детства ‒ уж слишком мощное влияние оно оказывает на развитие зрительной памяти. Возьмите кусок камня с неправильными узорами прожилок (вряд ли у вас под рукой окажется кусок мрамора или малахита, но можно использовать подробную фотографию этих минералов или скол обычного булыжника) и постарайтесь зарисовать его цветными карандашами на листе бумаги.

Вы увидите, насколько это непростая задача: каждые две прожилки будут иметь свою форму, длину и толщину, цветовые оттенки. Придется попотеть. Когда нарисуете, уберите и оригинал, и рисунок ‒ а теперь попробуйте нарисовать поверхность камня по памяти. Не жалейте времени ‒ если первый рисунок по памяти окажется далек от совершенства, повторите упражнение еще несколько раз.

5) Запоминайте изображения как последовательности слов.
Многие люди, которых подводит визуальная память, отличаются отличной способностью к запоминанию слов. Это упражнение построено не только на уже освоенном нами умении разбивать целые изображения на элементы, но и на способности нашего мозга подменять предметы символами. Если у вас не получается запомнить лицо шапочного знакомого, постарайтесь запомнить его как словесное описание, причем максимально подробное: «У него синие, с темными точками и красными прожилками глаза. Нос у него слегка курносый, на нем видны несколько веснушек. Губы у него потрескавшиеся, красные».

Вербализация позволит упаковать ускользающие от визуальной памяти детали в ящики словесных описаний. Когда вы выучите эти фразы и начнете произносить их, ваш мозг поневоле будет представлять части лица, которым соответствуют эти определения, ‒ и, как вы заметите, ему будет легче восстанавливать в памяти реальный образ лица человека, нежели придумывать абстрактные картинки под эти описания.

6) Чаще вспоминайте предметы и детали антуража.
Мозг не запоминает детали, если вы не ставите перед ним такой задачи. Поговорив со знакомым, которого вы встретили на улице, и продолжая идти своей дорогой, попробуйте вспомнить: во что он был одет? Какие жесты делал в разговоре? Как выглядела улица за его спиной ‒ были ли там, например, скамейки, и если да, то сколько их было и как они стояли?

Заставляя мозг искать ответ на эти вопросы, вы тренируете механизмы доступа к собственной памяти, а заодно внимание к деталям, поскольку мозг довольно быстро приучится при следующих случайных встречах отмечать то, как выглядит собеседник и в каких декорациях имеет место разговор с ним. Правда, следует остерегаться ложных воспоминаний ‒ вернитесь на место и проверьте: а не выдумал ли мозг какой-то элемент антуража, которой вы тщетно старались от него получить?

— Заключение

В современной жизни очень полезно иметь хорошую зрительную память. Поэтому, так важно тренировать свою способность запоминать зрительные образы. У каждого человека она развита по-разному, но никогда не поздно все изменить в лучшую для себя сторону.

Если не тренировать память, то со временем человек начинает все забывать. А запомнить что-нибудь новое становится для него непосильной задачей. Человек у которого хорошая память способен быстро решать любые задачи и для него не составит труда найти выход из любой, даже самой безвыходной, ситуации.

Начните тренировать свою зрительную память уже сегодня и через месяц вы себя не узнаете.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Однажды я видела передачу о людях, которые обладали потрясающей зрительной памятью.

Им было достаточно посмотреть минуту на страницу, чтобы пересказать дословно текст, они безошибочно определяли, что изменилось в облике людей, замечая наиболее мелкие детали, воспроизводили колонку из нескольких десятков цифр.

Я была просто поражена увиденным, но удивилась еще больше после слов эксперта программы, который утверждал, что достичь подобного может любой человек.

Был среди гостей и специалист, который давал практические рекомендации, .

Я тогда записала услышанные советы, а, готовя этот материал, нашла еще одно полезное упражнение, которое поможет вам справиться с визуальной забывчивостью.

Что такое зрительная память и почему нужно ее развивать?

Психологи считают, что природой в человека заложена «дружба» с каким-то одним видом памяти.

Например, кому-то проще всего воспринимать информацию на слух, кому-то достаточно один раз посмотреть на рисунок, чтобы запомнить все, что на нем расположено, а кто-то и вовсе запоминает носом, то есть – безошибочно узнает и воссоздает унюханные один раз запахи.

Чаще всего у людей срабатывает комбинированная память, но все равно какой-то из анализаторов (зрение, слух, нюх, и т.д.) преобладает над другими.

Не так давно калифорнийские ученые провели эксперимент: группа людей, каждый из которых длительное время работал с ноутбуком Apple, должны были воспроизвести логотип этой известной компании.

Вот только не надо фыркать сейчас: «Что может быть проще?! Надкушенное яблоко!».

Ответ, конечно, правильный.

А вы помните слева или справа надкушен плод? А есть ли сверху листик? А если есть, то в какую сторону он наклонен?

Подопытные тоже были в глубоком замешательстве.

И лишь один из сотни справился с поставленной задачей.

Остальным же, явно пригодились бы советы, как развить зрительную память .

«Память - это то, что заменяет мне вид из окна.»
Молчание ягнят

Ученые были в шоке и поставили диагноз: визуальный склероз у современного общества.

В принципе, если вы не блудите по улицам собственного города, не пытаетесь ворваться в соседний подъезд, считая, что именно здесь находится ваша квартира, и не спрашиваете у своего мужа, с которым прожили не один день: «Мужик, ты кто?», то особых проблем для беспокойства нет.

Однако есть те, кому обязательно нужно улучшать свою зрительную память:

  • Дети. Ведь вы же не хотите создать своему чаду проблемы во взрослой жизни из-за того, что он даже людей плохо различает.
  • Полицейские, художники, военные – в общем, все те специалисты, которым без зрительной памяти в своей профессии никак.
  • Люди, желающие совершенствоваться ежедневно, и не собирающиеся мириться со своими недостатками.

Моя подруга и ее зрительная память

С Леной мы дружим давно, поэтому не боимся делиться друг с другом своими болями и радостями.

Еще в школе подруга мне пожаловалась, что очень страдает от того, что плохо запоминает лица, местность и многие другие важные для повседневной жизни детали.

Мы поговорили, я ее утешила, как могла, да и постепенно позабылся этот разговор.

Не так давно оказалось, что Лена всерьез занялась вопросом, как развить зрительную память , даже читала специальную литературу и выполняла какие-то упражнения.

Но больше всего ей помогло в решении проблемы – рисование.

Она по профессии дизайнер-график, поэтому рисовать любит с детства.

И вот она свой талант использовала для улучшения зрительной памяти.

Купила большой блокнот, который всегда носила с собой, и в свободное время упражнялась.

Например:

  1. Посмотрела недолго на ветку, а затем – отвернувшись, постаралась точно воспроизвести ее.
  2. Рассыпала по столу с десяток зубочисток или спичек, глянула на порядок их расположения, накрыла их чем-то непрозрачным и быстренько зарисовала все.
  3. Пришла однокурсница в красивом бисерном украшении с каким-то хитрым плетением. Лена присмотрелась к нему, а затем на паре воспроизвела на бумаге это ожерелье и т.д.

Подруга утверждает, что подобные упражнения очень улучшили ее зрительную память, правда произошло это не так уж и быстро: в течение нескольких лет.

Если вам нужен результат гораздо быстрее, то придется поднапрячься.

Очень эффективно развивают зрительную память:

    В детских журналах очень часто печатают такое задание: две картинки рядом и подпись «Найди 5/10/15 отличий».

    В интернете тоже полным-полно таких картинок.

    Хорошо помогает игра, в которую мы иногда играем с друзьями во время посиделок.

    Ведущий внимательно всматривается в окружающих, а затем выходит из комнаты.

    В это время все остальные меняют что-то в своем облике.

    Ведущий возвращается и называет произошедшие изменения.

    Напрашивайтесь почаще быть ведущим.

    Да, обычное чтение про себя.

    Поглощайте в день не менее 100 страниц и ваша память быстро улучшится.

    Даже если вы работаете в одном здании десяток лет, это вовсе не означает, что вы сможете воспроизвести, например, количество окон на этаже, четкое расположение кабинетов, цвет стен в разных офисах и т.д.

    Возьмите за привычку не просто пробегать взглядом, а замечать.

    Внимательно рассматривайте здания, мимо которых проходите, людей, с которыми ездите в общественном транспорте, одежду коллег, а затем вечером постарайтесь воспроизвести все это в своем воображении максимально точно.

    Выбирайте для похода на работу новые маршруты, путешествуйте (пусть даже это будут соседние населенные пункты), знакомьтесь с новыми людьми и т.д.

    При этом не уходите в себя, не отгораживайтесь, а постарайтесь буквально вбирать глазами все детали.

По мнению психологов наиболее эффективно развить зрительную память помогает такое упражнение.

В течение 1–5 минут концентрируйте внимание на каком-нибудь предмете.

Не позволяйте себе отвлекаться ни на что!

Затем, отвернувшись, постарайтесь мысленно, словесно или графически в точности воспроизвести этот предмет.

Постепенно усложняйте упражнение: выбирайте вещи с большим количеством деталей и сокращайте время на их рассматривание.

Предлагаю пройти элементарный тест на проверку зрительной памяти!

Жми Play и запоминай слова 🙂

Если вы постараетесь, то буквально через несколько месяцев зрительная память улучшится, а если продолжите тренироваться, то через год-два сможете попасть в передачу типа той, которая меня впечатлила и вдохновила на написание этой статьи.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Вы не понимаете, почему с вами здороваются на улице незнакомые люди? Каждый раз лезете в словарь, чтобы вспомнить написание слова «ингредиенты»? Блуждаете в переходах метро и все равно выходите совсем не с той стороны? Причиной всему - плохо развитая зрительная память.

На протяжении всей своей жизни человек получает из окружающего его мира большой объем разнообразной информации. Многие знают о том, что именно зрение дает нам более 80% всех сведений. Некоторые из них вскоре стираются из нашей памяти, другие становятся для нас интересными, что заставляет нас довольно долго держать их в своей памяти.

Благодаря зрительной памяти мы можем всегда обратиться к нашим воспоминаниям, представленным в виде ярких картинок, содержащих множество деталей, элементов, неподдающихся описанию при помощи коротких фраз. И чтобы мы могли не лишиться тех ярких образов, относящих нас к прошлым событиям, важно знать, как развить зрительную память.

Зрительная память, что это?

Зрительная память представляет собой особый вид памяти, функционирование которой обеспечивает зрительный анализатор. Именно благодаря ей в нашем сознании долго хранятся зрительные образы, к которым мы можем обратиться в любой момент. Конечно, тут многое зависит от того, знает ли человек, как развить зрительную память.

Зрительную память можно классифицировать на следующие виды:

  • Иконическая. Данная память может хранить информацию меньше секунды. Поэтому, если она нам оказалась бесполезной, мы тут же лишаемся ее.
  • Кратковременная. Эта память может хранить образы не дольше 30 секунд.
  • Долговременная. Именно благодаря данной памяти мы можем по прошествии нескольких месяцев и даже лет представить мысленно важные для нас события, произошедшие в прошлом.

Зрительная память - важный носитель информации

Учитывая, что зрительная память использует образы, каждый из нас может держать в своем сознании большое количество различных воспоминаний. Для этого нужно только запомнить, скажем, как выглядит красивый молодой человек, замеченный нами в столовой в обеденный перерыв. Когда мы хотим поднять в памяти его образ, в нашем сознании всплывает соответствующая картинка.

Вообразите себе ситуацию, что вы должны описать на словах его образ своей подруге. Сможете ли вы обойтись десятком слов? Скорее всего, вам потребуется сотня. Ведь нужно обратить внимание и на его рост, и на размах в плечах, рассказать о длине волос, сравнив с актером из определенного фильма, уделить внимание его бороде и иным внешним признакам, которых может быть великое множество.

Выходит, что для передачи на словах какого-либо изображения приходится использовать сотни слов, а они-то запоминаются на порядок сложнее, нежели картинка. Маловероятно, что подруге удастся в дальнейшем пересказать данное описание. И не исключено, что для нее образ этого молодого человека будет составлен именно на основе описаний.

Хочется обратить внимание на такой момент. Создается впечатление, что в нашем сознании сохраняется только образ. Данное мнение ошибочно. В действительности помимо картинки мы помним массу иных дополнительных сведений о событии, которые обеспечивают нам другие органы чувств.

Зрительная память очень важна для человека, но мало кто сознательно работает над ее развитием. Кому-то дано природой умение «фотографировать» образы, а у кого-то они стираются уже через пару секунд. Но не нужно расстраиваться - любой навык можно развить, и зрительная память не является исключением. Ее нужно лишь тренировать с помощью комплекса упражнений, о которых мы и рассмотрим ниже:

Разбивайте целое на детали

Мозгу проще запоминать образ по частям, нежели в целом - воспользуйтесь этим и разделите изображение на несколько отдельных фрагментов. Намного проще будет зафиксировать каждый из них, а потом сложить в единую картину. Эта методика уже давно применяется для задач, в выполнении которых необходимо участие зрительной памяти - например, если нужно запомнить карту.
Будущие переводчики с китайского языка на первых стадиях обучения часто сталкиваются с трудностями в запоминании иероглифов. Чтобы облегчить им задачу, преподаватели объясняют, что во всех иероглифах существуют одни и те же знаки, скомбинированные различными способами - выучив эти детали, будет намного проще запомнить сами иероглифы.

Таким же образом можно фиксировать в памяти образы, сложенные из однотипных компонентов. Например, как одет человек. Эту информацию можно разделить на три «зоны» - голова, туловище и ноги. На голове прическа или головной убор; туловище может быть одето в один предмет (пальто или платье), а может в два (свитер и джинсы), на ногах в любом случае что-то обуто (кроссовки, сапоги, туфли). Теперь запоминаем цветовую комбинацию всех этих деталей - и готово, вы уже не ошибетесь. Этот метод хорошо работает, когда нужно запоминать людей, с которыми вы видитесь впервые - например, в очереди в поликлинике.

Головоломки и ребусы

Кажется, что картинки-головоломки - это детские игры, но в действительности они хорошо развивают зрительную память у взрослых. Хороши в этом рисунки, где нужно находить отличия: отыскивая несходства на двух практически одинаковых изображениях, мы учимся подмечать детали.
Играйте в игры, где нужно запомнить предметы в определенном порядке - это помогает развить чувство композиции и верное восприятие пространства.

Развивайте синестетическое восприятие

Как пахнет солнечный день? А какой звук у этой высотки? Каков на вкус красный цвет? Это не просто игра - таким образом вы развиваете связь между визуальными образами и ощущениями всех остальных органов чувств. Синестезия помогает мозгу в изобретении сложных ассоциативных связок: с их участием будет проще находить в памяти нужные данные.
Благодаря синестезии зрительные образы прочно закрепляются в сознании - одна сенсорная система восприятия запускает механизмы другой. К слову, уже давно замечено и активно используется это свойство человеческого мозга, именно потому ветки метро различаются не только по пунктам назначения, но и по цветам. Большинству людей проще запомнить цвет, запах или вкус, чем название, поэтому все торговые марки имеют свою узнаваемую расцветку.
Через развитие синестезии вы включаете и свои творческие таланты - многие гениальные творцы из мира искусства обладали этим полезным свойством.

Копируйте асимметричные рисунки

Лучше всего отпечатываются в памяти визуальные образы, которые можно логически объяснить. И наоборот - чем меньше смысла в изображении, тем сложнее его воспроизвести. Из-за этого многие путешественники с легкостью ориентируются в современных городах с четкой структурой и сразу же теряются в старинных центрах с отсутствием логики в расположении улиц.
Существует отличное упражнение, которое оказывает очень сильное влияние на развитие зрительной памяти. Оно дается нелегко, поэтому лучше осваивать его еще в детстве. Для этого понадобится камень с сетью прожилок - мрамор или малахит. Конечно, не так просто добыть эти минералы, поэтому можно использовать их фотографии.
Вооружаетесь карандашами и рисуете «портрет с натуры», стараясь воспроизвести все прожилки, цветовые переходы, толщину и расположение черточек относительно друг друга. Потом возьмите новый листок и попробуйте повторить это по памяти. Скорее всего, сразу у вас ничего не получится, нужно будет пробовать еще и еще, чтобы копия хотя бы отдаленно соответствовала оригиналу.

Превращайте изображения в слова

Немало людей с плохой визуальной памятью могут компенсировать этот недостаток умением хорошо запоминать слова в определенном порядке. Наш мозг прекрасно справляется с заменой изображений символами. Разбив образ на детали, достаточно просто дать им словесное описание, желательно с большим количеством подробностей.
Например, вы всего один раз видели человека, и теперь вам предстоит снова встретиться с ним среди большого скопления людей. Чтобы не оконфузиться, нужно представить, что вы описываете его для составления фоторобота: «Рост выше среднего, худой, жилистый, волосы темные, коротко стриженные, глаза темные, брови широкие. Нос большой, с горбинкой. Щурится».
Преобразование зрительного образа в вербальные символы поможет конкретизировать детали, на которые вы не обратили бы внимание при беглом знакомстве с новым приятелем. Идя на встречу, вы будете просто проговаривать про себя его словесный портрет, а мозг сам воспроизведет визуальную картину.

Обращайте внимание на подробности

Когда перед мозгом не стоит задача по запоминанию каких-то элементов увиденной картины, то он и не напрягается. Чтобы довести умение подмечать подробности до автоматизма, необходимо упражняться.
Во что был одет встреченный на улице коллега? Как жестикулировал? Каким был фон за его спиной - улица, киоски, деревья? Сколько и чего вы заприметили? Как расположены предметы?
Тренируя таким образом свой мозг вы довольно быстро научите его запоминать обстановку и незначительные детали происходивших с вами событий. Главное, не позволять ему «халтурить», создавая выдуманные подробности - чтобы избежать этого, возвращайтесь на место и сверяйте особенности антуража с тем, что запомнили.

Большинство людей периодически сетуют на свою «девичью» память. Как правило, они практически не расстаются с ежедневниками, в которых тщательно вписывают все свои планы на будущий день. Однако трудности подстерегают повсюду. Иногда невозможность вспомнить чье-то имя может поставить в достаточно неловкую ситуацию. Или желание помочь ребенку с уроками обернется полным фиаско.

У взрослого? Подобный вопрос периодически задают себе забывчивые люди. И те, кто не только ищут ответ, но и начинают внедрять все рекомендации в жизнь, со временем замечают прекрасный результат.

Причины плохой памяти

С возрастом у людей ухудшается способность к запоминанию, а также появляется рассеянность. Человеку необходимо держать к голове слишком много информации, из-за чего он иногда забывает самые очевидные факты.

Но дело не только в этом. Чем старше становится человек, тем хуже его способность рассуждать здраво. Причины плохой памяти у взрослых сокрыты как в возрастных изменениях, так и в неправильном образе жизни, стрессах, плохом сне и многом другом. Нервных клеток становится меньше, и наряду с этим человеку все труднее вникать во что-то новое.

У взрослого может являться следствием некоторых заболеваний. Отмечается, что на способность запоминания, а также мышление, неблагоприятно влияют:

  • высокое давление;
  • атеросклероз;
  • диабет;
  • полнота.

Иногда ухудшение запоминания может быть следствием развивающейся болезни Альцгеймера.

Методы улучшения памяти

Удивительную способность можно натренировать, как, например, мышцу тела. Для этого нужно делать специальные упражнения для памяти. У взрослых, конечно, тренировка потребует определенных усилий. Ведь легче всего это происходит в детском возрасте. Малыши стараются запомнить все, что попадается им на глаза.

Нагрузка на память школьника уже достаточно существенна. Но когда человек заканчивает учиться и начинает работать, его память больше не поддается систематической тренировке. Жизнь становится более скучной и обыденной. Для того чтобы память продолжала развиваться, человек должен получать впечатления. Хорошо, если происходят различные приятные события, и люди стараются их не забыть.

Влияние табака

Как развить память у взрослого? Прежде всего ему необходимо избавиться от пагубного влияния никотина. Многочисленные исследования подтвердили, что табак достаточно сильно ухудшает способность запоминать.

Если сравнить человека, который тренирует память и при этом курит, и другого, который не работает над способностью запоминать, но и вредной привычки у него нет, то окажется, что у первого результат лучше. Однако если их условия уравнять, то окажется, что табак все же ухудшает память.

Исследования показали, что курящие студенты хуже справляются с заданиями, чем некурящие. Хотя табак имеет свойство мгновенно повышать концентрацию внимания, однако это быстро проходит.

Влияние алкоголя

Даже малая доза спиртного снижает способность запоминать. Систематический его прием лишает человека возможности фиксировать что-то в памяти. Поэтому тем людям, которые задумываются о том, как развить память у взрослого, следует отказаться от спиртного.

Медикаментозные препараты

Прием некоторых лекарств также может влиять на запоминание и даже вызывать К ним относятся различные успокаивающие или возбуждающие препараты, а также обезболивающие, антигистаминные и противовоспалительные средства.

Существуют правила, позволяющие памяти всегда оставаться в рабочем состоянии:

  • обогащать кровь кислородом;
  • обязательно хорошо высыпаться;
  • не злоупотреблять алкоголем и табаком;
  • отказаться (по возможности) от лекарств, снижающих память.

Методики запоминания от гениев

Психолог Карл Сишор считает, что обычный человек использует свою память только на 10%, в то время как 90% остаются без применения.

Мало кто знает, что практически все методики развития памяти у взрослых базируются на трех природных законах запоминания. Речь идет про эмоции, ассоциации и повторения. Знание этих правил способно помочь как в обыденной жизни, так и в ответственных ситуациях.

Закон эмоций гласит, что для лучшего запоминания достаточно получить яркие впечатления о заданном предмете. Самым известным человеком, использовавшим данное правило, был Рузвельт. Он всегда сохранял отличную концентрацию внимания. Все, что он прочитывал, запоминал почти дословно. Секрет данной методики развития памяти у взрослых сокрыт в необходимости полностью сосредоточиться, хотя бы ненадолго, на нужной информации. Именно в этом случае она запомнится лучше, чем если долго размышлять о ней и отвлекаться.

Удивительную методику оставил после себя Наполеон. Он отлично помнил на смотре войск расположение каждого своего бойца и его фамилию. Секрет его запоминания имени человека состоял в том, чтобы получить о нем более яркое впечатление. Например, спросив, как пишется его фамилия.

Президент Линкольн имел свою методику запоминания: он читал вслух то, что было важно помнить. Получается, что нужно задействовать как можно больше органов чувств. Это позволяет достаточно эффективно повлиять на развитие памяти у взрослых. Упражнения, которые строятся на задействовании нескольких чувств, рекомендуются большинством психологов. К примеру, чтобы запомнить, достаточно записать, а затем мысленно представить написанное.

Марк Твен часто читал лекции. Чтобы запомнить длинный текст, он записывал пару слов с начала каждого абзаца. Перед выступлением Твен повторял всю лекцию, используя эту шпаргалку. Но затем ему пришла в голову другая идея - и он стал рисовать то, что ему нужно было запомнить.

Таким образом, гении прошлого смогли воплотить все три закона запоминания.

Подготовка к занятиям

Тренировка памяти у взрослых должна начинаться со следующих упражнений:

  1. 5-10 секунд сохраняйте полностью свободный от мыслей ум. Это необходимо для тренировки концентрации внимания.
  2. Во время данного процесса не должно возникать какого-либо напряжения: нервного либо психического.
  3. С пяти секунд очень важно постепенно дойти до тридцати секунд непрерывного нахождения в этом состоянии.

Развитие способности запоминать

Очень важно развивать не только зрительную или слуховую способность запоминания, но и другие виды. Также нужно помнить, что краткосрочная и долгосрочная память в одинаковой мере необходимы человеку.

  • можно натренировать, если пытаться запомнить внешность проходящих мимо людей. Достаточно мимолетного взгляда на человека, идущего навстречу, и затем нужно попробовать представить себе его облик во всех деталях.
  • Очень полезно время от времени спрашивать себя, как выглядит обертка любимой конфеты, что там изображено. Можно пытаться представить, что вы видели, когда проходили в очередной раз мимо магазина, какая там была вывеска. При этом нужно стараться вспомнить все до мельчайших подробностей.
  • Для того чтобы улучшить звуковую память, достаточно регулярно читать вслух либо учить стихотворения с ребенком. Пропойте только что прослушанную мелодию. В уличном шуме старайтесь расслышать обрывки фраз и зафиксировать их в памяти.
  • Принимая пищу, вообразите себя дегустатором, который досконально запоминает вкус блюда. Ассоциируйте каждое кушанье с чем-либо. Играйте на угадывание блюда с закрытыми глазами.

Заключение

Памятью обладают все. У некоторых людей отмечается просто феноменальная способность к запоминанию. Другие сознаются в том, что являются обладателями «дырявой» головы. По мнению психологов, людей с плохой памятью крайне мало. При этом очень много тех, кто не умеет правильно ее использовать или не знает, как развить память у взрослого.

Некоторые люди имеют хорошую зрительную память, она помогает им запомнить большой текст, телефонные номера, стихи, мелкие детали у человека, которого видели две секунды. Это обычные люди, просто у них с рождения хорошо развита зрительная память.

Хорошо развитая зрительная память помогает человеку легко справляться с запоминанием большого потока информации, который он видит.

По мнению психологов у человека бывает, развит только один вид памяти зрительный, слуховой или обоняние.

Человек на своем жизненном пути постоянно что-то должен запоминать и зрительная память ему может быть большим помощником.

Как же развить зрительную память, если она от природы мало развита?

Зрительную память нужно развивать ежедневно, для этого понадобится немного дополнительного времени, заниматься можете вечером, в выходной день, по пути на работу, в обеденный перерыв, во время шопинга по магазинам и так далее.

Выполняя простые упражнения, вы можете хорошо развить зрительную память и не только память, но и внимание

Упражнение 1. Запомни и воспроизведи

Возьмите обыкновенные спички разложите на столе какую-нибудь фигуру, запомните ее отвернитесь и воспроизведите точно такую же фигуру по памяти.

Теперь повернитесь и проверьте, совпадают у вас фигуры или нет. На это упражнение уходит немного времени, но оно хорошо тренирует зрительную память.

Упражнение 2. Запомни картинку

Откройте любую книгу с картинками выберите нужную для запоминания картинку. Посмотрите на эту картинку в течении одной минуты, закройте ее и расскажите по памяти все до мелочей, что вы запомнили на этой картинке.

Для выполнения этого упражнения можно использовать картины, вазы, узор на ковре и так далее.

Упражнение 3. Посмотри и нарисуй

Если вы хорошо рисуете, посмотрите на какой-нибудь предмет, например, ваза закройте ее и нарисуйте точно такую же на бумаге. После того как вы нарисуете вазу, сравните ее с оригиналом. Посмотрите, что вы упустили в своей работе и исправьте недостатки.

Упражнение 4. Изучение окружающего вас мира

По пути на работу или в магазин посмотрите по сторонам очень часто вы ходите одним и тем же маршрутом и не замечаете, какие красивые деревья здесь растут, какая красивая архитектура у зданий. Посмотрите внимательно на то, что вас окружает, найдите для себя что-то новое и красивое.

Попробуйте сменить привычный маршрут и пройти по другому пути, изучите все, что попадает вам на пути, смотрите и запоминайте. Вечером обязательно вспомните и прокрутите в голове то, что вы сегодня видели нового и необычного.

Упражнение 5. Чтение книг

Упражнение 6. Запомни «Ромб»

В этом упражнении надо запомнить ромб, который состоит из слов. Дано слово из трех букв, затем из четырех, потом из пяти и так далее, затем слова идут на убыль и количество букв в них уменьшается.

Этот столбик слов похож на ромб, посмотрите на него и запомните. На запоминание дается тридцать секунд, затем ромб закрывается, и вы записываете слова на память. После того как, вы написали все слова проверьте их с упражнением.

Лестница

Лесовичок

Лесничий

Упражнение 7. Мысленный образ

Возьмите какой-нибудь предмет, например, игрушку рассмотрите ее в течении одной минуты, закройте глаза и постарайтесь, представить ее, мысленно нарисуйте ее перед собой закрытыми глазами. Откройте глаза и сравните свой нарисованный образ с натуральной игрушкой, в чем у вас получилась разница. Можно повторить это упражнение, если вы мало запомнили.

Упражнение 8. Запомни пять предметов

Возьмите любые пять предметов поставьте их перед собой и посмотрите на них внимательно тридцать секунд. Закройте эти предметы каким-нибудь материалом и постарайтесь описать эти предметы вслух.

Описание должно быть подробным и четким. Затем откройте все предметы и посмотрите на них еще раз внимательно. Что вы упустили в своем рассказе? Опишите еще раз.

Упражнение 9. Опиши по памяти

Вы можете описать по памяти обстановку новой комнаты или нового кабинета. Например, вы ходили в гости и вечером, придя домой, вы можете описать обстановку, которую вы видели в гостях. Это упражнение хорошо развивает память внимание и зрительную память тоже.

Упражнение 10. Вспомнить и сравнить

Вечером обязательно вспомните, что вы делали сегодня с самого утра до обеда, вспомните все мелочи, которые происходили с вами или вокруг вас.

Затем вспомните вчерашний день эти же часы с утра до обеда и сравните, чем отличаются эти два дня.

Потом вспомните еще, предыдущий день перед вчерашним днем и что происходило в этот день с утра до обеда.

Так вы вспоминаете, закрепляете свою память и зрительно представляете себе события, которые происходили в одно, и тоже время только в разные дни.

Развивать зрительную память можно не только при помощи упражнений, но и при помощи развивающих игр.

Развивающие игры для зрительной памяти

Игра 1 «Подводные лодки»

Игра «Подводные лодки» развивает внимание ребенка.

В море двигаются подводные лодки в направлениях: влево, вправо, вниз, вверх. На экране появляется вопрос: «Куда указывают лодки?», «Куда двигаются лодки?». Смотрите внимательно на вопрос, на движение лодок и их направление.При помощи стрелочек вы должны правильно ответить на вопрос. За правильный ответ вы получаете очки и играете дальше. Если у вас три не правильных ответа игра заканчивается.

Игра 2 «Красно-черные таблицы Шульте»

Игра «Красно-черные таблицы Шульте» развивает внимание и зрительную память

Главная суть игры правильно прокликать черные квадратики по возрастанию, а красные квадратики по убыванию.

В этой игре чередуются цифры и кнопки. Читайте правильно вопрос и нажимайте нужную цифру. Сначала надо нажать минимальное черное число, затем максимальное красное число, теперь снова минимально черное число, затем максимально красное число и так далее.Если вы отвечаете правильно, то вы продолжаете играть дальше и набираете очки.

Игра 3 «Концентрация»

Игра «Концентрация» развивает внимание и зрительную память.

Главная суть игры надо запомнить, где находятся пары одинаковых объектов и прокликать после того как ячейки закроются.

В этой игре даны объекты надо запомнить, эти объекты, где они находятся, затем ячейки закрываются. Вам надо вспомнить, где находились эти объекты и прокликать эти ячейки.Если вы ответите правильно, то набираете очки и играете дальше.

Игра 4 «Космос»

Игра «Космос» развивает внимание и зрительную память.

Главная суть игры надо быстро указать, куда летит космический корабль.

В этой игре летает космический корабль, надо быстро указать, куда летит космический корабль. Можно ответить с помощью стрелочек на экране.Если вы ответите правильно, то набираете очки и играете дальше.

Игра 5 «Сравнение объектов»

Игра «Сравнение объектов» развивает внимание и зрительную память.

Главная суть игры сравнить правую и левую картинку.

В этой игре открыты два окна, в этих окнах расположены разные изображения, надо посмотреть внимательно и сравнить совпадают эти изображения или нет. Если изображения совпадают, ответьте «да», если они не совпадают, ответьте «нет».Если вы ответите правильно, то набираете очки и играете дальше.

Игра 6 «Зрительный поиск»

Игра «Зрительный поиск» развивает внимание и зрительную память.

Главная суть игры найти фигуру не похожую на другие.

В этой игре даны разные геометрические фигуры, надо найти среди всех фигур одну, непохожую на другие.Если вы ответите правильно, то набираете очки и играете дальше.

Игра 7 «Аэропорт»

Игра «Аэропорт» развивает внимание и зрительную память.

Главная суть игры указать, куда летит синий самолет и откуда летит красный.

В этой игре по небу летят вертолеты, самолеты и разные воздушные суда. По центру нарисован самолет, надо правильно ответить на поставленные вопросы и указать: «Куда летит самолет» и «Откуда летит самолет». Если вы ответите правильно, то набираете очки и играете дальше.

Игра 8 «Фланговая задача»

Игра «Фланговая задача» развивает внимание и зрительную память.

Главная суть игры указать, куда летит птица в центре стаи.

В этой игре по небу летит стая птиц, надо определить, куда летит центральная птица. Ответить можно с помощью курсора. Если вы отвечаете правильно, набираете очки и играете дальше.

Игра 9 «Найди фигуру»

Игра «Найди фигуру» развивает внимание и зрительную память.

Главная суть игры найти пару к загаданной картинке.

В этой игре нарисовано много предметов из них надо выбрать один предмет, который похож на заданный предмет. Если вы выбрали правильно, то вы набираете очки и играете дальше.

Игра 10 «Перемещения»

Игра «Перемещения» развивает зрительную память и внимание.

Главная суть игры запоминать перемещение сундука с сокровищами по карте.

В этой игре сундук с сокровищами перемещается по карте, надо запомнить, где находится сундук и внимательно следить за стрелками, куда они показывают, с помощью стрелок вы определите, куда переместился сундук.Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Курсы для развития интеллекта

Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ "да", то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание , концентрация , скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

  1. Научиться очень быстро читать
  2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
  3. Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Заключение

Занимайтесь улучшением зрительной памяти, она необходима вам каждый день и на протяжении всей жизни. С хорошей зрительной памятью вы будете легко и много запоминать. Играйте в развивающие игры и выполняйте упражнения. Желаем вам удачи.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама