THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Я (точнее, Марк Вагенбур) уже писал о том, . Но где Голландия, а где мы. Давайте лучше пообсуждаем, какой ширины должны быть велодорожки в нашей стране. Разумеется, не обойдется без критики.

Я знаю три стандарта, в которых что-то говорится о ширине велодорожек:
- СП 42.13330-2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (бывший СНиП 2.07.01-89).
- СП 34.13330-2012 Автомобильные дороги (бывший СНиП 2.05.02-85).
- ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.
Есть еще старые Рекомендации по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений, дополняющие и детализирующие нормы градостроительного СНиПа, и несколько региональных и ведомственных нормативов . А интересующимся дорожной тематикой вообще, безотносительно велодорожек, будет интересен обширный и почти полный список норм для проектирования автомобильных дорог на сайте Сергея Давыдова Transspot.ru .

Правда, как это часто бывает, они местами противоречат и друг другу, и другим нормам (например, правилам дорожного движения). Несколько неясна и сама ситуация с самими этими стандартами.

Есть вопрос с тем, каким именно из документов — градостроительным или автодорожным, нужно руководствоваться. Традиционно проектировщики считали, что загородные дороги строят по автодорожному снипу, а городские улицы по градостроительному. Забегая немного вперед, скажу, что градостроительные нормы предусматривают большую ширину велодорожек, нежели автодорожные. И это было правильно и логично — в городах интенсивность велосипедного движения выше, и велодорожки должны быть шире.
Но с принятием закона об автомобильных дорогах оказалось, что улиц словно бы не существует вовсе, что они как буто тоже являются автомобильными дорогами, и что их тоже нужно проектировать по дорожному своду правил, то есть с узкими и неудобными велодорожками. Хорошие проектировщики все равно стараются в этом случае работать по СП 42, надеясь на адекватность и разумность экспертов, которые будут принимать их проекты. Но насколько правильна такая практика с формальной точки зрения, никто не знает. В проектных конторах над этим вопросом бьются специальные юридические отделы.
Еще запутаннее ситуация становится, если мы имеем дело с мостом. Мост — это точно не улица, даже если расположен в городе. И для него действуют дорожные нормативы плюс собственные мостостроительные нормы. В мостостроительных СНиПах и СП я про велодорожки ничего не нашел. А СП на автодороги не очень-то байк-френдли.

Второй вопрос похож на первый: какими именно из документов нужно руководствоваться — СНиПами или СП. От некоторых специалистов, работающих с новыми СП на практике, я слышал, что с принятием новых редакций были какие-то проблемы юридеческого характера. А на сайте справочной системы нормативно-технической информации docs.cntd.ru и новые СП, и старые СНиПы отмечены флажком “Актуальный”. И это не косяк составителей этой базы данных.
Разъяснение Министерства регионального развития (уже упразденного, кстати, что тоже не добавляет ясности) проливает немного ясности на этот казус — оказывается, “в целях переходного периода” ввод новых СП не отменял действия старых СНиПов. Я это понимаю так, что проекты, начатые до начала действия новых сводов правил, можно доделывать по старым снипам, а новые проекты нужно делать по новым сводам правил. Но переходный период, по-видимому, затянулся, и теперь это тоже вопрос для юридических отделов проектных контор и профильных комитетов городской администрации.

Last but not least — обязательность тех или иных норм. Помимо самих норм, приведенных в этих СНиПах и СП, существуют отдельные акты, которые указывают, какие из этих норм являются обязательными, а какие нет. Согласно старому переченю (Распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 1047-р) требования велосипедных пунктов из старых СНиПов (пункты 6.18, 6.21 из СНиП 2.07.01-89 “Градостроительство…” и пункты 4.35-4.37 из СНиП 2.05.02-89 “Автомобильные дороги”) были обязательными. А в новых СП согласно приказу Ростехрегулирования (№ 2079 от 01.06.2010) они стали нормами добровольного применения. Причем, мне кажется, это случилось потому, что в самих документах изменилась нумерация пунктов, а в приказе нет. В общем, это очередной зубодробительный казус для юристов.

Но вернемся обратно к основной теме. Итак, ширина велосипедных дорожек и полос.

В своде правил по градостроительству, планировке и застройке городских и сельских поселений (СП 42.13330-2011) приводятся такие цифры (таблица 8):

Категория дорог и улиц Ширина полосы движения, м Число полос движения Наименьший
радиус кривых
в плане, м
Наибольший
продольный
уклон, ‰
Ширина пеше-
ходной части
тротуара, м
Велосипедные дорожки:
обособленные
изолированные

20
30

1,50
1,50

1—2
2—4

30
50

40
30



11.7 На магистральных улицах регулируемого движения допускается предусматривать велосипедные дорожки, выделенные разделительными полосами. В зонах массового отдыха населения и на других озелененных территориях следует предусматривать велосипедные дорожки, изолированные от улиц, дорог и пешеходного движения. Велосипедные дорожки могут устраиваться одностороннего и двустороннего движения при наименьшем расстоянии безопасности от края велодорожки, м:
до проезжей части, опор, деревьев 0,75
тротуаров 0,5
стоянок автомобилей и остановок общественного транспорта 1,5

Примечание - Допускается устраивать велосипедные полосы по краю проезжей части улиц и дорог с выделением их маркировкой двойной линией . Ширина полосы должна быть не менее 1,2 м при движении в направлении транспортного потока и не менее 1,5 м при встречном движении . Ширина велосипедной полосы, устраиваемой вдоль тротуара , должна быть не менее 1 м.

Такая же ширина полосы движения на велодорожке — полтора метра, приводится и в древних, 1994-го года, Рекомендациях по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений, дополняющих и детализирующих нормы проектирования улиц и дорог.

Вообще, этот СП — довольно прогрессивный документ. Еще когда он был СНиПом 2.07.01-89, в нем уже был такой пункт:

11.4 Улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки.
А велосипедные дорожки тут не считаются какими-то второстепенными вещами, которые делаются по остаточному принципу. Они даже включены в классификацию городских улиц и дорог (таблица 7).

Итак, согласно своду правил, ширина полосы движения на велодорожке должна составлять 1.5 метра. И это самое простое, понятное и правильное требование, которое только может быть. Проектируешь велодорожку одностороннего движения с одной полосой — закладывай ширину 1.5 м. Делаешь велодорожку для двухстороннего движения — 3 м и ни сантиметром меньше. Хочется только добавить к этой норме только одно слово — чтобы полтора метра были не рекомендованной, а минимальной шириной. Чтобы эта норма не препятствовала делать велодорожки шире полутора метров, там где это оправданно и хватает места.

Любопытно ещё одно примечание к этой таблице. По-моему, ровно то же самое должно относиться и к велосипедным дорожкам:

8 При непосредственном примыкании тротуаров к стенам зданий, подпорным стенкам или оградам следует увеличивать их ширину не менее чем на 0,5 м.
Однако, в этом документе расстояния до боковых препятствий вынесены в пункт 11.7. И этот пункт есть за что покритиковать. Обозначить минимальные расстояния до боковых препятствий, безусловно, нужно. Но такие требования, особенно если они завышены и при этом обязательны, могут использоваться в качестве аргумента против сооружения велодорожек — ведь далеко не везде есть возможность обеспечить указанные дистанции. Эти значения должны быть как-то обоснованы.

Полметра до тротуара и 75 см до проезжей части — это хорошо, но не всегда возможно, и зачастую можно значительно сократить это расстояние. В датских городах велодорожки вообще располагаются вплотную к проезжей части, обособление при этом выполняется только разницей в уровне проезжих частей: велодорожка располагается немного выше автодороги.
Полтора метра до автостоянки и остановки общественного транспорта — это я вообще не знаю, как понимать. Что имеется в виду под остановкой — остановочная площадка, посадочная площадка, или, может быть, павильон. И если велодорожка должна огибать посадочную площадку или павильон, почему она не может проходить на расстоянии, скажем в полметра от них? Автомобилям ведь разрешено проезжать вообще вплотную к остановке.
А вот . Что же, теперь получается, что велодорожка здесь вообще невозможна?.

Примечание к пункту 11.7 примечательно тем, что вот уже несколько лет или даже десятилетий вроде бы позволяет делать велосипедные полосы на проезжей части. Однако до недавнего времени велополосы не были предусмотрены в правилах дорожного движения. Более того, в этом СП предусмотрены даже велополосы для противошерстного движения, что представителей ГИБДД, по-моему, должно ввергать в трепет. Они ведь ведь отказываются согласовывать и обычные попутные велополосы.
Кстати, очень логично и предусмотртительно рекомендуется делать противошерстные полосы шире. Возможно, именно для того, чтобы можно было обогнать другого велосипедиста, не вылезая на сторону для встречного движения.

А вот про двойную линию разметки и про велополосы на тротуаре тут написано неправильно. Двойная линия разметки используется для разделения потоков противоположного направления, это подходит только для противошерстных велосипедных полос. А такой вещи, как велосипедная полоса вдоль тротуара, быть не может. Такая полоса вместе с самим тротуаром теперь должна называться велопешеходной дорожкой с раздельным движением. Ширина в 1 метр достаточна только для движения в одну сторону, а велопешеходные дорожки, как правило, подразумевают движение в обоих направлениях. Одного метра для этого явно мало.
В Рекомендациях по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений ширина велосипедной полосы тоже указана равной 1 м. И вот это уже очень плохо. Чуть ниже расскажу, почему.

В общем, градостроительный СП неплох. Обратимся теперь к ГОСТ Р 52766-2007 “Автомобильные дороги. Элементы обустройства. Общие требования” и СП 34.13330-2012 “Автомобильные дороги” . В этих документах есть совершенно одинаковые пункты, касающиеся велосипедных дорожек (нумерация приведена по СП, в ГОСТ это пункты 4.5.3.3 и 4.5.3.4):

5.45 Ширина разделительной полосы между автомобильной дорогой и параллельной или свободно трассируемой велосипедной дорожкой должна быть не менее 1,5 м. В стесненных условиях допускается разделительная полоса шириной 1,0 м, возвышающаяся над проезжей частью не менее чем на 0,15 м, с окаймлением бордюром.
5.46 Основные параметры велосипедных дорожек приведены в таблице 5.24.

Таблица 5.24

Нормируемый параметр Рекомендуемые значения
при новом строительстве минимальные
при благоустройстве
и в стесненных условиях
Расчетная скорость движения, км/ч 25 15
Ширина проезжей части, м, для движения:
однополосного одностороннего
двухполосного одностороннего
двухполосного со встречным движением

1,0
1,75
2,50

0,75
1,50
2,00
Велопешеходная дорожка с разделением

Велопешеходная дорожка без разделения
пешеходного и велосипедного движения

Велосипедная полоса


4,00*

3,25 **

0,90

Ширина обочин велосипедной дорожки, м 0,5 0,5
Наименьший радиус кривых в плане, м:
при отсутствии виража
при устройстве виража

50
20

15
10
Наименьший радиус вертикальных кривых, м:
выпуклых
вогнутых

500
150

400
100
Наибольший продольный уклон, ‰ 60 70
Поперечный уклон проезжей части, ‰ 20 20
Уклон виража, ‰, при радиусе:
10-20 м
20-50 м
50-100 м

Более 40
30
20

30
20
15-20
Габарит по высоте, м 2,50 2,25
Минимальное расстояние до бокового препятствия, м 0,50 0,50

* Ширина пешеходной дорожки 1,5 м, велосипедной - 2,5 м.
** Ширина пешеходной дорожки 1,5 м, велосипедной - 1,75 м.
*** При интенсивности движения не более 30 вел/ч и 15 пеш/ч .
**** При интенсивности движения не более 30 вел/ч и 50 пеш/ч.

Тут есть вещи, ужасные абсолютно — применительно как к городским улицам, так и к загородным дорогам. Есть и нормы, которые для загородных велосипедных и велопешеходных дорожек еще кажутся допустимыми, но в городе делать велодорожки такой же ширины невозможно.

Пункт 5.45, постулирующий, что ширина разделительной полосы между велодорожкой и проезжей частью должна составлять не менее полутора, а в стесненных условиях не менее одного метра, как будто подтверждает мнение тех специалистов, кто считает это стандарт неприменимым для городских улиц. Полтора метра — это слишком много, в городе это стало бы не средством обеспечения безопасности, а заградительным барьером для строительства велодорожек.

А вот ширина различных велосипедных дорожек в этом документе, наоборот, слишком мала.

75 сантиметров — ширина самого велосипеда и сидящего на нем человека. Разве бывают автомобильные полосы шириной 2 м? Этого пространства достаточно, чтобы стоять, но двигаться в такой полосе затруднительно. Да, есть такие соревнования, где надо ехать по полосе шириной всего в 30 см. Но мы ведь говорим не о цирке.

Однополосных односторонних велодорожек такой ширины, как указана в таблице — 75 см или даже 1 метр — вообще не должно существовать. Велодорожка в принципе не должна быть уже, чем велосипедная полоса. Двигаясь по велополосе всегда можно выехать из нее, чтобы обогнать более медленного велосипедиста, а на велодорожке такой небольшой ширины обогнать другого человека становится уже невозможно.
Вот ширина 1.5-1.75 метра (что в этой таблице соответствует двухполосной велодорожке) кажется уже приемлемой. То есть, пользуясь этим гостом и проектируя велодорожку для одностороннего движения, ее надо выдавать за двухполосную.
А для большего комфорта и удобства, и в расчете на перспективу, тоже стало бы лучше, если эти цифры были бы не рекомендованными, а минимальными значениями.

Велодорожки со встречным движением. В этом блоге уже писалось о том, что велодорожки для двухстороннего движения должны быть исключением, а не правилом. Они уместны далеко не везде. А условия применения двухсторонних велодорожек такой ширины, как указано в этой таблице (2-2.5 м), так и вовсе очень ограничены — это могут быть разве только загородные дороги с очень низкой интенсивностью велотрафика, где нечасто приходится выполнять обгоны и разъезжаться со встречными велосипедистами. Вот для велопешеходного тротуара (велопешеходной дорожки без разделения пешеходного и велосипедного движения) аналогичной ширины прямо указано, что она возможна только при очень малом трафике — не более 30 велосипедистов и 15 пешеходов в час. Типично загородные интенсивности. При таком трафике вам действительно никто не помешает.
Правда, тут тоже не обошлось без странностей: логично, что в стестенных условиях можно допустить более узкую дорожку. Но почему при этом допускается трафик большей интенсивности?

Значение 3.25 м для велопешеходной дорожки с раздельным движением плохо не само по себе, а потому что в примечаниях указана ширина велосипедной части — 1.75 м. Вспомним, что велосипедное движение на велопешеходных дорожках обычно двухстороннее. 1.75 м для двухстороннего движения маловато. Несколько спасает то, что при необходимости — для обгона, объезда препятствия, разъезда со встречным велосипедистом, можно выехать на пешеходную часть. Но это возможно только при небольшой интенсивности движения. Но тут как раз-таки и не указано при какой интенсивности допустимо делать такие дорожки. В городских условиях точно нельзя. Тут трехметровой ширины тротуара и для пешеходов-то зачастую недостаточно.

Велосипедная полоса шириной 90 см — это полный ахтунг. Для велополосы и ширина в 1.2 м — не самый комфортный вариант. А 90 см — просто убийственно. Причем в буквальном смысле. Известно, что при наличии на дороге велосипедной полосы, водители автомобилей уделяют велосипедистам меньше внимания, и при обгоне меньше снижают скорость. А на узкой велополосе велосипедист к тому же оказывается еще ближе к движущимся автомобилям — по чисто геометрическим причинам.

В одном из вариантов проекта изменений в другой дорожный гост (ГОСТ Р 52289-2004) был немного более удачный в том, что касается ширины велополосы, пример применения разметки:

Ширина полосы не менее 1.25 м, расстояние до припаркованных автомобилей — 50 см. По сравнению с другими отечественными нормами даже неплохо. Но в этом проекте есть два больших косяка.
Парковочная полоса располагается за велосипедной. Да, такое часто можно увидеть и в Европе. Но защищать припаркованные авто велосипедистами и осознанно планировать такое количество конфликтных точек — это не тот пример, которому стоит подражать. Движущийся трафик — стоящие машины — велосипедисты — пешеходы. Вот в таком порядке должны следовать зоны для разных использований улиц.
Второй косяк — то, что разметка в этом примере показана прерывистой. Прерывистая разметка подразумевает возможность ее пересечения, как бы приглашая автоводителей воспользоваться велосипедной полосой.
Пожалуй, даже хорошо, что этот пример в итоге в ГОСТ 52289-2004 так и не вошел.

Ну хватит, пожалуй, критиковать стандарты нефтяного века. То, что их пора менять, менять, по-крайней мере те части, которые относятся к организации велосипедного движения, очевидно и энтузиастам, и специалистам . Не знаю, кто и когда это будет делать, но всегда готов оказать посильную помощь. Собственно, наш проект по переводу европейских руководств PRESTO и есть такая помощь.

Несколько выдержек из этих рекомендаций я для сравнения с нашими нормами приведу прямо здесь.

Велосипедные дорожки

Минимальная рекомендованная ширина односторонней велосипедной дорожки — 2 метра.
□ У велосипедистов должна быть возможность ехать рядом. Для каждого велосипедиста требуется как минимум 90 см ширины дорожки. Это значение учитывает виляние велосипедов на дороге и необходимую дистанцию до краёв дороги и препятствий.
Вследствие физического отделения дорожки от автодороги, велосипедистам однозначно необходимо пространство для обгона. При этом также должны быть соблюдены требования к минимальным расстояниям до бордюров, стен, заборов и т.п. - 25 см для низких бордюров и 62,5 см для стен.
□ Ширина в 2 метра позволяет велосипедистам периодически обгонять других велосипедистов при интенсивности движения не более 150 велосипедистов в час (в час пик).
□ Для более интенсивного потока с частыми обгонами рекомендуется увеличить ширину до 4 метров.
□ На велодорожке с двухсторонним движением минимальная ширина, обеспечивающая возможность частых обгонов, составляет 2,5 метра.

Если для обособления от проезжей части для автомобилей используется разделительная полоса :
Минимальная ширина разделительной полосы - 0,35 м.
При наличии: ограды - 0,70 м; фонарных столбов - 1,00 м; забора - 1,10 м; растительности или автопарковки - 2,35 м.
Вне населённых пунктов разделительная полоса является мерой обеспечения безопасности, и её ширина зависит от разрешённой на дороге скорости движения: от 1,5 м (60 км/ч) до 10 м (100 и более км/ч).

Если обособление выполнено бордюром :
Ширина бордюра может различаться.
Высота со стороны велодорожки - от 5 до 7 см (высота и форма бордюра должны быть такими, чтобы велосипедисты не задевали бордюр педалями).
Высота со стороны дороги - от 10 до 12 см.

Если разделение осуществляется за счет разницы в уровне :
Высота велодорожки над дорогой) - от 8 до 10 см, плавно снижающаяся при приближении к крупным перекрёсткам.
Ширина дорожки: не менее 1,7 м (для безопасных обгонов).

Для изолированных велодорожек :
□ Минимальная ширина должна составлять от 2 м (при интенсивности движения менее 50 велосипедистов в час) до 3,5 м (при интенсивности движения более 150 велосипедистов или даже до 4 метров, в случае если разрешено движение на мопедах.
□ Узкие велодорожки (шириной менее 2,5 метров) должны иметь по обеим сторонам обочину, которую велосипедисты могут использовать для разъезда со встречными велосипедистами.

Велосипедные полосы

В одном голландском исследовании были получены неожиданные на первый взгляд результаты. Исследователи пришли к выводу, что на оживлённых магистральных дорогах смешивание велосипедного и автомобильного трафика может быть даже безопаснее, чем организация велосипедных полос. Велополосы могут создавать ложное чувство уверенности и защищённости, побуждая водителей ехать быстрее и уделять меньше внимания велосипедистам. В проанализированных случаях велополосы привели к удвоению дорожных инцидентов с пострадавшими (оригинальное исследование - «Veiligheidsaspecten van stedelijke fietspaden, A.G.Welleman, A.Dijkstra).
Риски становятся ещё серьёзнее, когда велополосы делают чрезмерно, опасно узкими. Если доступное пространство ограничено, проектировщик может решить, что узкая велосипедная полоса (шириной менее 1,5 м) - это лучше, чем ничего, даже на оживлённых дорогах с быстрым движением.
Повторим ещё раз: это опаснее, чем отсутствие велополосы. Узкая полоса вынуждает автомобилистов двигаться ближе к велосипедисту. В то же время, это заставляет велосипедиста ехать слишком близко к краю дороги или припаркованным машинам. Более того, водители будут ошибочно полагать, что у велосипедистов имеется достаточно пространства, и потому уделять им меньше внимания и ехать быстрее. В результате, даже небольшой маневр велосипедиста для объезда препятствия с большей вероятностью может закончиться столкновением и привести к серьёзным травмам. Узкие велосипедные полосы всегда должны сочетаться с мерами по снижению скорости.

Рекомендуемая минимальная ширина велополосы - 1,5 м (включая разметку). Ширина линий разметки - 10-15 см.
□ Велосипедист и его транспортное средство занимают в ширину примерно 0,75 м. Но велосипедисту, едущему вдоль бордюра, нужно по крайне мере 0,9 м, принимая во внимание зигзагообразный характер движения и дистанцию безопасности до препятствий. Ширина 1,5 м увеличивает безопасную область и делает движение на велосипеде более простым и удобным. Это также позволяет двигаться по полосе на велосипеде с прицепом, предоставляет возможность для обгона в пределах полосы и для движения двух велосипедистов в одном ряду, бок о бок - например, детей с родителями.
□ Ширина от 2 м до 2,5 м увеличивает комфорт и безопасность.
□ При ширине менее 1,5 м велосипедисту для обгона, объезда препятствия или движения рядом придётся выехать с велополосы на проезжую часть. Узкие велосипедные полосы допустимы только на дорогах с низкой разрешённой скоростью движения.
□ Велосипедная полоса должна быть шире на подъёмах: из-за большего прикладываемого усилия велосипедисты здесь делают более широкие зигзаги.

Когда на дороге необходимо иметь и парковочную полосу, и велосипедную, рекомендуется добавить к парковочной полосе буферную зону особого рода - полосу для критического реагирования (шириной 0,5-0,7 м).

В качестве альтернативы, пространство, необходимое для велосипедной полосы с буферной зоной, можно использовать для организации велосипедной дорожки позади парковочной полосы, то есть между полосой и тротуаром.

Велопешеходные дорожки

Рекомендуемая ширина для велопешеходной дорожки со смежными полосами движения — 4 м или более, минимальная ширина — 3 м. К этому необходимо добавить 0.25 м, если дорожка расположена вплотную к стене, забору или другим подобным ограничениям.
Для велопешеходной дорожки со смешанным движением : оптимальная ширина — 3 м, минимальная — 2 м.

Общее руководство по велосипедной инфраструктуре сообщает следующее:

Дистанция безопасности до препятствий .
Проектировщикам также требуется учитывать страх перед препятствиями - велосипедисты обычно стараются держаться подальше от бордюров, оград и стен. В голландском руководстве по проектированию велосипедной инфраструктуры «Design manual for bicycle traffic» приводятся следующие значения расстояний до препятствий: до газонов и низких бордюров 0,25 м, до высоких бордюров 0,50 м, до стен 0,625 м.

Необходимое пространство . Теперь можно рассчитать ширину дорожки, необходимую для движения одного велосипедиста: возьмём ширину, занимаемую самим велосипедом и едущим на нем человеком (0,75 м), добавим к этому пространство для «зигзагов» и расстояние безопасности до препятствий (учтите, что эти границы частично перекрываются). Наиболее частая ситуация - это когда велосипедист едет вдоль бордюра, причём бордюр расположен только с одной стороны. В этом случае минимально возможная ширина составляет 0,9 м. Всегда, если есть возможность, необходимо предоставлять место для езды велосипедистов рядом, бок о бок - это делает езду на велосипеде более приятным и социальным занятием, позволяет взрослым ехать рядом с детьми, и даёт возможность быстрым велосипедистам обгонять тех, кто едет медленнее. Это значит, что более правильной рекомендацией будет минимальная ширина в 1,5 м.
Для удобства езды на велосипеде в тоннелях, необходимо обеспечить как минимум 0,75 м свободного пространства над головой.

Каждый из нас знает, что такое велодорожки, для чего они нужны и как выглядят. Но это только малая часть того, что мы ещё должны узнать. Велодорожка является самостоятельным элементом, который входит в состав дорожной инфраструктуры и предназначается исключительно для езды на . Автомобилям здесь делать нечего, за выезд на велодорожку можно заплатить штраф. Велодорожка является территорией владельцев велосипедов на законных основаниях.

Виды дорожек для велосипедистов

Велодорожки обеспечивают более комфортное, быстрое и безопасное передвижение для велосипедистов

Количество велосипедистов возрастает, развивается и правительство не может игнорировать такие изменения, поэтому отдельные места для передвижения на велосипеде медленно, но регулярно появляются. Такие дорожные элементы существуют в трёх вариантах, каждый из которых достоин внимания.

Выделенная полоса на проезжей части

В этом случае для дорожки выделяется отдельный участок дороги, который отделён от проезжей части. С одной стороны участок дороги для велосипедистов отделён бордюром, а с другой стороны имеется сплошная линия дорожной разметки. О наличии такого элемента дорожной инфраструктуры свидетельствует соответствующий знак ПДД с изображением велосипеда. Пересечение этой линии запрещено для автомобилистов и мотоциклистов.

Велодорожка такого типа обладает рядом преимуществ:

  • , если сравнивать с вынужденным движением по общей дороге;
  • наличие чёткого приоритета во время прямого проезда через перекрёсток;
  • уменьшение количества припаркованного автотранспорта, поскольку оставлять машину и мотоцикл на этом участке дороги запрещено.

Правда, не все водители уважительно относятся к этому правилу и обращают внимание на соответствующий знак, преграждая таким образом путь велосипедисту. В этом случае владелец велосипеда вынужден продолжать своё движение по проезжей части, нарушая ПДД и подвергая свою жизнь опасности. При возникновении такой ситуации необходимо держаться правее, насколько это возможно, уступая дорогу велосипедистам, которые норовят обогнать. При необходимости проезда перекрёстка осуществлять поворот можно в двух направлениях: прямо и направо. Это касается даже двухполосных дорог. Всё время требуется следить за дорожной обстановкой, фиксируя каждый знак и светофор.

Велодорожка такого типа является не , поскольку не может обеспечить должной безопасности во время передвижения. Использование таких дорожек больше подходит в качестве промежуточного варианта, но не основного. Хотя появление таких элементов на российских дорогах уже является большим достижением.

Знак для определения такого элемента размещается непосредственно над дорожкой. При этом также необходимо ещё одно обозначение, которое предупреждает о наличии дополнительной полосы движения (8.14).

Велопешеходная дорожка

Под этим понятием подразумевается совмещённая зона, по которой можно передвигаться пешеходам и велосипедистам. Такие элементы чаще всего встречаются в российских городах, став привычными для каждого из нас. Для городских властей такой вариант является самым бюджетным, велосипедистам ездить становится более спокойно и безопасно, хотя здесь присутствует некая доля обмана и замыливания глаз.

Велосипедист приравнивается к пешеходу, хоть и является полноценным участником дорожного движения, а велосипед считается транспортным средством. Но какой смысл понапрасну содрогать воздух, если таковы реалии нашей жизни, а положительные тенденции в нашей стране продвигаются крайне редко.

Размещение таких велодорожек осуществляется по основным туристическим маршрутам, которые по большей части приходятся на центральные части городов. Сюда относятся:

  • набережные;
  • улицы, на которых отсутствует автомобильное движение;
  • территория городских парков;
  • широкие пешеходные зоны;
  • части города, в которых создание отдельной велополосы или дорожки для велосипедистов является невозможным.

Такая совмещённая велодорожка обладает двумя основными преимуществами:

  • абсолютная изоляция велосипедиста от автомобилей;
  • возможность передвигаться в спокойном темпе, без необходимости контролирования обстановки на основной дороге.

А вот недостатков гораздо больше:

  • наличие большого количества пешеходов, движение которых часто бывает хаотичным;
  • отсутствие возможности быстрого передвижения;
  • ограниченная ширина дорожки;
  • трудности разъезда во время появления встречного велосипедиста.

Даже если на такой совмещённой дорожке присутствует соответствующий знак, пешеходы редко когда обращают на него внимание и считают себя полноправными хозяевами на этой территории. Поэтому на участке, что предназначается исключительно для велосипедистов, часто находится достаточное количество людей, которые создают трудности для езды.

Отдельная дорожка для велотранспорта

Вот мы и добрались до идеального варианта, который, к сожалению, встречается крайне редко. В этой категории представлена отдельная полноценная дорожка, по которой могут передвигаться только владельцы велосипедов. Прокладывается она отдельно от проезжей части и многолюдных тротуаров, ограждена с двух сторон бордюрами, имеет достаточную ширину для беспроблемного разъезда двух велосипедистов.

Есть два варианта организации такого элемента: примыкание к автомобильной дороге или отдельная прокладка. К первому варианту прибегают в том случае, если дорожка будет располагаться на городской улице с проезжей частью. Второй вариант подходит только в случае с перегонами между микрорайонами или туристическими маршрутами. Такое благо цивилизации пока россиянам недоступно, но проекты уже создаются, остаётся только ждать и упорно верить в светлое будущее для велосипедистов.

По привычке разберём таких велосипедных дорожек.

  • полное изолирование от других участников движения;
  • высокий комфорт и безопасность передвижения;
  • свобода выбора скоростного режима.

Единственный существенный недостаток, который характерен такому типу дороги, связан с запретом передвижения по основной автомобильной дороге, если есть специально отведённое место для велосипедистов. Но автомобилям, мотоциклам и прочему транспорту, отличному от велосипедов, также запрещается передвигаться по этой дороге. Пешеходам разрешается использовать этот элемент дорожной инфраструктуры только в случае отсутствия специальных дорожек или тротуаров для их передвижения.

Необычные велодорожки мира

Сфера использования солнечной энергии растёт постоянно, вот и до велодорожек дошло дело. Польская компания разработала проект светящейся велодорожки, которая работает на солнечной энергии. Покрытие обладает способностью заряжаться от солнца и накапливать эту энергию, а в ночное время суток расходовать её на освещение. Накопленной энергии хватает на освещение в течение 10 часов. Ездить по такой дорожке не только безопасно даже ночью, но интересно и необычно.

В продолжение темы про светящиеся велодорожки стоит упомянуть Нидерланды с их городом Эйндховен. Одна из велосипедных дорожек с наступлением темноты начинает светиться красивыми, закрученными узорами. Такая технология основана на использовании нескольких тысяч фосфоресцентных, очень мелких камушков. В течение дня они поглощают солнечную энергию, а ночью излучают мягкий свет.

Правительство Лондона необычным способом решило проблему с заброшенными подземными переходами, пожелав превратить их в полноценные велодорожки. Покрытие на этих объектах будет особым: каждое движение велосипедиста и пешехода будет трансформировано в электричество.

Рейтинг самых необычных дорожек будет закрывать велодорожка, которая проходит через озеро. Такой необычный проект был воплощён в Бельгии. Мост, который одновременно является дорогой для велосипедистов, пролегает через небольшой местный пруд. Необычность конструкции заключается в том, что мост находится не над водой, а пролегает просто через неё. Уровень воды находится на уровне глаз пешеходов и велосипедистов, что вызывает необычные ощущения.

Велосипед рассматривается гражданами, как вполне полноценное средство передвижения в городе. В ПДД отражены основные моменты правильного поведения велосипедистов, представлен знак «Велосипедная дорожка».

Велосипедом считается ТС, которое приводится в движение самим человеком, либо маломощным электродвигателем с ограниченной максимальной скоростью. Тем не менее, это средство передвижения подчиняется правилам, как и все остальные.

Знаки

На многих отрезках дороги отводится пространство для людей, пользующихся велосипедом – велосипедная дорожка. Визуально об этом сообщает знак «Велосипед» 4.4.1.

Там, где нужно пересечь обычную дорогу с машинами, выставляется знак «Пересечение с велосипедной дорожкой» (1.24). Увидев такой знак, велосипедист должен сбросить скорость и убедиться, что машин нет. Только после этого можно продолжать путь. Велосипед в треугольнике с красной рамкой – так он выглядит.

Есть разновидность – велопешеходная дорожка – по ней могут идти пешеходы и ехать велосипедисты. Такой вариант обозначается знаком 4.5.2 – 4.5.7.


Если отдельной дорожки нет, для двухколесного транспорта отводится полоса проезжей части. Ее отделяют разметкой и знаком 5.14.2.

Знак «Велосипед в красном круге» — запрещение передвигаться на данном участке дороги. Увидев такую картинку, следует спешиться, либо отправиться в объезд.

Слева знак 4.4.1 — справа знак 3,9 «Движение на велосипедах запрещено»

Поведение водителя велосипеда на специальной дорожке

Движение осуществляется по ПДД – из следует изучить и ознакомить детей.

Светофоры

Для регулировки передвижений велосипедов ставится светофор с силуэтом велосипеда.

Иногда ставят специальный светофор – меньшего размера с табличкой (велосипед, нарисованный черным контуром на белом фоне, 20Х20 см). Для регулировки используется также сигнал с силуэтом велосипедиста.


Как и остальные ТС, велосипед должен сообщать остальным о своих маневрах на дороге. Для этого используются световое оборудование или сигналы руками:

  • о повороте влево предупреждает вытянутая левая рука, в локте ее нужно согнуть
  • перед уходом вправо — правая рука, также согнутая
  • о торможении сообщает любая поднятая рука.

Сигналить руками следует непосредственно перед совершением маневра, начав его, руку можно опустить.

Световая сигнализация и приборы света

Велосипед, передвигающийся по городским улицам, должен быть оснащен фарами или фонарями. Могут варианты дальнего и ближнего света. Их следует включать:

  • в темное время суток
  • при плохой видимости в независимо от часа
  • тоннелях.

Если велосипед буксирует прицеп, то он должен быть оснащен габаритными огнями.

Скорость

В черте города скорость любых ТС ограничена до 60 км/ч, во дворах – до 20 км/ч. Это ограничение касается и велосипедистов. Им следует руководствоваться дорожными знаками, указывающими на участки, по которым следует двигаться с низкой скоростью.

Ехать можно только по отведенным для этого дорожкам или по специальным полосам для велотранспорта. Передвижение там, где едут авто, запрещено.

Ехать по краю дороги или обочине можно в нескольких случаях:

  • нет специальных полос
  • габариты багажа на велосипеде более метра
  • если едет колонна велосипедов.

По пешеходной дорожке велосипеды ездят, если:

  • велосипедист едет вместе с ребенком на велосипеде (до 7 лет)
  • везет ребенка до 7 лет.

Велосипедист до 14 лет может ездить только там, где можно ехать на велотранспорте. Выезд на проезжую часть запрещен.

Видео: «Велосипедная дорожка» в ПДД

Добрый день, уважаемый читатель.

Как только над центральной частью России устанавливается достаточно теплая погода, количество двухколесных транспортных средств значительно увеличивается. Сотни водителей велосипедов и мопедов появляются на городских улицах и вливаются в плотный транспортный поток.

По моим наблюдениям как минимум 80 процентов водителей двухколесных транспортных средств, для которых не требуется водительское удостоверение, не имеют абсолютно никакого представления о и выезжают на дорогу совершенно неподготовленными.

Правила дорожного движения для велосипедов

Рассмотрим правила дорожного движения для велосипедов . При беглом просмотре текста может показаться, что ПДД для велосипедистов сосредоточены исключительно в 24 разделе правил " ". Однако на деле все обстоит совершенно по-иному.

В правилах дорожного движения существует несколько типов участников дорожного движения, к которым может относиться конкретный пункт правил. В числе прочих это механическое транспортное средство , транспортное средство и водитель . Велосипед без двигателя не является механическим транспортным средством, однако все пункты относящиеся к водителям и к транспортным средствам применимы и к велосипедистам.

Внимание! Пункты правил, относящиеся к пешеходам, не относятся к водителям велосипедов. Они относятся лишь к лицам, ведущим велосипед.

Таким образом большая часть правил дорожного движения распространяется на велосипедистов , включая и специальный 24 раздел. Разбирать и объяснять абсолютно все для велосипедистов в этой статье я не буду. Интересующийся читатель может сделать это самостоятельно. Я остановлюсь лишь на тех пунктах правил, которые чаще всего нарушаются водителями велосипедов.

Техническое состояние велосипеда

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем - Основные положения).

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления , сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

Итак, правила дорожного движения запрещают движение велосипеда , у которого есть неисправности рабочей тормозной системы или рулевого управления . Причем речь идет не только об управлении велосипедом со сломанным рулем или тормозами.

Существуют "увлеченные" велосипедисты, которые пытаются уменьшить вес велосипеда всевозможными способами. В том числе в ход идет удаление тормозов и прочих элементов конструкции. Наказание за подобное нарушение предусмотрено кодексом об административных правонарушениях и будет рассмотрено в конце статьи.

Алкогольное опьянение велосипедиста

Движение велосипедистов старше 14 лет возможно в порядке убывания:

  1. По велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
  2. По правому краю проезжей части.
  3. По обочине.
  4. По тротуару или пешеходной дорожке.

Обратите внимание, что каждый последующий пункт в вышеприведенном списке подразумевает, что предыдущие пункты отсутствуют.

Например, по обочине (пункт 3) можно ехать только при отсутствии велосипедной дорожки или полосы, а также отсутствии возможности движения по правому краю проезжей части.

Кроме того, есть и несколько исключений:

  • По проезжей части можно ехать, если ширина велосипеда или груза превышает 1 метр.
  • По проезжей части можно ехать, если движение осуществляется в колоннах.
  • По тротуару или пешеходной дорожке можно ехать, если Вы сопровождаете велосипедиста возрастом до 14 лет или перевозите ребенка в возрасте до 7 лет.

При движении по проезжей части следует иметь в виду следующие пункты правил:

24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд .

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 - 100 м.

Дополнительная информация:

Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет возможно по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

Обратите внимание, что "велосипедисты-школьники" не имеют права ездить по велосипедным полосам, проезжей части дороги и обочине.

Движение велосипедистов в возрасте до 7 лет возможно только вместе с пешеходами (по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, пешеходным зонам).

Таким образом в 2019 и 2020 году движение велосипедистов возможно в том числе и по тротуарам и обочинам. При этом правила велосипедиста предъявляют дополнительные требования:

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

Отмечу, что при движении по тротуарам, пешеходным дорожкам, обочинам и пешеходным зонам велосипедист не должен создавать помехи движению иных лиц. В случае необходимости велосипедист должен слезть с велосипеда и продолжить движение в качестве пешехода.

Рассмотрим интересный пример. Предположим, по тротуару едут автомобиль (в некоторых случаях это разрешено правилами) и велосипедист. Если произойдет столкновение (ДТП), то виноваты в нем будут оба участника дорожного движения. Если же велосипедист будет идти по тротуару пешком, то в ДТП он виноват не будет (не будет оплачивать ремонт автомобиля).

Таким образом, пункт 24.6 подчеркивает, что в случае ДТП на тротуаре одним из его виновников в любом случае будет велосипедист.

Выделенные полосы для велосипедистов

В 2020 году на дорогах можно встретить выделенные полосы для велосипедистов, обозначенные специальными знаками:

По этим полосам разрешено движение только на велосипедах и мопедах.

Выделенные полосы для общественного транспорта

Кроме того, в 2019 году велосипедисты могут двигаться и по выделенным полосам для общественного транспорта. Пункт 18.2 Правил:

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2 и, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе, за исключением:
...
На полосах для маршрутных транспортных средств разрешено движение велосипедистов в случае, если такая полоса располагается справа.

Обратите внимание, велосипедист может выехать на полосу общественного транспорта только в том случае, если эта полоса обозначена одним из перечисленных выше знаков. Кроме того, не должно быть дополнительных условий, запрещающих въезд на указанную полосу.

Например, в некоторых российских городах движение организовано следующим образом. Фактически дорога имеет выделенную полосу для маршрутных транспортных средств и все участники движения это понимают. Однако с точки зрения ПДД полоса не обозначается перечисленными выше знаками. Просто при въезде на нее устанавливается знак 3.1 "кирпич".

Требования этого знака могут игнорировать только водители общественного транспорта. Остальные же транспортные средства, в том числе велосипедисты, проезжать под "кирпич" не могут.

Дополнительная информация:

Велосипедные зоны

С 14 декабря 2018 года в правилах дорожного движения появилось понятие "Велосипедная зона". Для обозначения велозоны используются следующие дорожные знаки:

По велосипедной зоне могут двигаться не только велосипедисты, но и механические транспортные средства (автомобили). При этом должны соблюдаться следующие правила:

  • Велосипедисты имеют приоритет над автомобилями.
  • Велосипедисты могут двигаться по всей попутной стороне проезжей части, а не только у правого края.
  • Велосипедистам не запрещены поворот налево и разворот на широких дорогах.
  • Скорость движения ограничена цифрой 20 км/ч.
  • Пешеходы могут переходить дорогу в любом месте, но преимущества они при этом не имеют.

Более подробная информация про велозоны приведена в следующей статье:

Водители велосипедов должны пропускать пешеходов на переходах

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Велосипед, также как и любое другое транспортное средство, должен снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов.

Световые приборы для велосипедов

В темное время суток на велосипеде должны быть включены фары или фонари, а в светлое время суток ближний свет фар или дневные ходовые огни:

19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

на всех механических транспортных средствах и мопедах - фары дальнего или ближнего света, на велосипедах - фары или фонари, на гужевых повозках - фонари (при их наличии);

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

До сих пор мне не довелось встретить ни одного велосипедиста, который бы использовал ближний свет фар или дневные ходовые огни при движении днем. В связи с этим сотрудники ГИБДД могут наложить штраф практически на любого водителя велосипеда.

Возраст для управления велосипедом

Управлять велосипедом разрешается в любом возрасте. Однако в зависимости от возраста правила движения на велосипеде различаются (речь об этом шла выше).

Движение по проезжей части дорог возможно только начиная с 14 лет .

Запреты для водителей велосипедов

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

  • управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
  • двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.

24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

Из этого перечня нужно отметить следующие пункты:

1. Водителям велосипедов запрещается поворачивать налево и разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы в данном направлении. Т.е. поворот налево в городе велосипедисту запрещен практически на всех крупных улицах.

Примечание. Данное требование не распространяется на велосипедные зоны, а также на дороги, где поворот налево разрешен из крайней правой полосы.

На практике можно предложить следующий выход из сложившейся ситуации. Водитель велосипеда покидает свое транспортное средство и становится пешеходом. Затем он пересекает перекресток в требуемом направлении по пешеходному переходу. После этого он вновь садится на велосипед и продолжает движение по проезжей части или обочине.

Так что штрафы для водителей велосипедов в настоящее время не идут ни в какое сравнение со (30 000 рублей за управление автомобилем в состоянии опьянения). Кроме того, преимущество велосипедистов на дороге состоит и в том, что за нарушение требований ПДД их штрафуют крайне редко. А это в свою очередь ведет к тому, что большинство "двухколесных" ведут себя на дороге непредсказуемо, провоцируя возникновение опасных ситуаций.

На этом рассмотрение особенностей закончено. Еще раз напоминаю, что каждому велосипедисту необходимо хотя бы раз прочитать полную версию .

Ну а в завершение предлагаю Вам посмотреть короткое видео, которое наглядно демонстрирует, к чему может привести нарушение ПДД для велосипедистов:

Удачи на дорогах!

Что касается знака 3.9 "Движение на велосипедах запрещено". В правилах по поводу этого знака есть следующий абзац:

Знаки 3.2 - 3.9, 3.32 и 3.33 запрещают движение соответствующих видов транспортных средств в обоих направлениях.

Т.е. если знак установлен справа от проезжей части, то движение по всей проезжей части запрещено.

ГОСТ Р 52289-2004 дает следующую информацию по поводу знака 3.9:

5.4.29. Знаки 3.2 - 3.9, 3.32 и 3.33 устанавливают на каждом въезде на участок дороги или территории, где запрещается движение соответствующих видов транспортных средств. Перед боковыми выездами на дорогу знаки применяют с одной из табличек 8.3.1 - 8.3.3.

Никакой дополнительной информации по этому знаку в нормативных документах нет.

Если придерживаться общих принципов установки запрещающих знаков, то они запрещают движение слева от себя. То есть, если справа от знака есть тротуар, то ехать по нему можно.

Сложность может возникнуть в том случае, если тротуар прилегает вплотную к проезжей части, а столбы установлены справа от тротуара. В этом случае знак находится справа от всей дороги и возникает непонятная ситуация. Если Вы столкнулись с подобной ситуацией на практике, то имеет смысл написать обращение в ГИБДД с просьбой разъяснить порядок движения или изменить схему движения на данном участке дороги.

Удачи на дорогах!

Алексей-464

Велосипедисту запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

В Вашем комментарии сказано, что практически нигде нельзя поворачивать налево. Почему? Данное направление - это поворот налево или разворот. Если на проезжей части по 3 полосы в каждом направлении, а поворот налево (и разворот, если не запрещен) разрешен только из левой полосы, где написано, что нельзя повернуть из третьей полосы? В этом направлении только из одной полосы. Или правила криво написаны, или читающие их не понимают, что написано. Прочтите внимательно. Для тех, кто поворачивает налево, направление прямо или направо не является данным. Оно вообще для него отсутствует, он туда не едет.

где написано, что нельзя повернуть из третьей полосы?

Пункт 24.2 запрещает отъезжать от правого края ПЧ, если движение осуществляется по проезжей части.

Данное направление - это поворот налево или разворот

Нет, такое направление в ПДД называется "намеченное направление движения" (см. "проезд перекрёстков": "выехать в намеченном направлении"). "Полосы данного направления" имеются в виду все полосы для движения вперёд, неважно вперёд-налево, вперёд-прямо или вперёд-направо. "Полосами данного направления" не являются только "полосы встречного направления" и разделительная полоса, да на перекрёстках есть ещё пересекаемые.

Дмитрий-484

Бархударов, вы правы - ПДД для велосипедистов написаны людьми, которые не только не ездят на велосипедах но и судя по всему ненавидят велосипедистов. В первую очередь все сделано для автомобилистов, потому что сильнейшие и богатейшие в первую очередь автомобилисты. Уже ходят слухи что и права для велосипедистов введут. Вместо того чтобы приструнить обнаглевших до предела автомобилистов, которые не только массово нарушают права, но и в ряде случаев сознательно стараются подставить велосипедиста - подрезают, не включают сигнал правого поворота.

Дмитрий-484

Или чего стоит спешивание при переезде на зеленый свет на регулируемом перекрестке, тратить кучу времени на остановку, переход пешком и повторный разгон. А все потому что автомобилисту, который поворачивает на зеленый лень оторваться от телефонного разговора, лень снизить скорость и внимательно посмотреть есть ли кто-то на зебре. Он еще и наоборот, увидев неспешившегося велосипедиста не только не пропустит его, а приударит педаль газа!

Какие-то уточнения есть про езду на велосипедах в подземных переходах и на мостах надземных переходов? Часто вижу, что ездят, особенно по новым пандусам для колясок с детьми и инвадидов, и для тех, кому трудно идти по лестницам. Такие пандусы буквой П, и часто за поворотам ни пешеход не видит велосипедиста, ни велосипедист не видит женщину с коляской.

Здравствуйте! Про спешивание на регулируемом перекрестке, о котором писали пару постов назад, честно говоря не нашел. Но я про другое хотел спросить.

1. Требование п. 24.2 двигаться по правому краю означает ли обязательность движения направо, если знаки/разметка из правой полосы разрешают только направо? Судя по контексту п. 24.8 и 8.5 наверное нет. Ведь 24.8 не запрещает налево на однополосных дорлгах, а 8.5 требует занять крайнее положение, не полосу, а именно положение. Т. е. допускается выезд от правого края при необходимость, а значит и перестраиваться в полосу, с которой можно прямо, если с правой только направо.

2. П. 24.2 разрешает движение по обочине лишь при невозможности движения по правому краю ПЧ, хотя для мопедов и гужевых повозок сохранилась старая формулировка "допускается движение по обочине, если это не создаст помех пешеходам". Не лучше бы было сохранить подобное в п. 24,2,

Добрый день, уважаемый читатель.

В начале весны 2014 года были опубликованы очередные изменения , вступающие в силу 8 апреля 2014 года . Сразу же хочу сказать, что количество изменений достаточно большое и они затрагивают практически всех участников дорожного движения.

Именно поэтому сегодня я начинаю новую серию статей "Изменения ПДД в апреле 2014 года". В первой статье серии будут рассмотрены: изменившийся раздел основные понятия (понятия велосипед, мопед, пешеход и т.д.), необходимость наличия прав на скутер, особенности движения и остановки на полосах для двухколесный транспортных средств.

Как Вы уже скорее всего догадались, большая часть изменений ПДД от 8 апреля направлена на введение новых . Однако речь о самих велосипедистах пойдет в следующей статьей. Сегодня же будут прежде всего рассмотрены обновленные правила для водителей механических транспортных средств и пешеходов.

Еще раз подчеркиваю, что рассматриваемые изменения затрагивают практически всех участников дорожного движения, так что не упускайте их из виду.

Понятие велосипед

Рассмотрим обновленное понятие "велосипед":

"Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

"Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

"Велосипедист" - лицо, управляющее велосипедом.

Обратите внимание, начиная с 8 апреля 2014 года велосипед может иметь электродвигатель небольшой мощности (до 0,25 кВт) с максимальной скоростью 25 км/ч.

Отмечу, что на практике мне однажды приходилось общаться с хозяином велосипеда, обладающего электродвигателем. Он утверждал, что двигатель разгоняет велосипед до 40 км/ч. В соответствии с обновленными ПДД (да и со старыми тоже), такое транспортное средство является мопедом, однако об этом речь пойдет ниже.

Еще раз. В новых правилах велосипед приводится в движение либо мускульной энергией велосипедиста, либо небольшим двигателем.

Немного забегу вперед и скажу, что в следующей статье серии мы обсудим ситуации, в которых велосипедисты могут двигаться по тротуарам (с 8 апреля это будет возможно). Так вот, если по тротуарам начнут массово "рассекать" электровелосипеды со скоростью 25 км/ч, то пешеходам не позавидуешь.

Велосипедная дорожка и полоса для велосипедистов

В правила дорожного движения вводятся два новых понятия: велосипедная дорожка и полоса для велосипедистов:

"Велосипедная дорожка" - конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.

"Полоса для велосипедистов" - полоса проезжей части, предназначенная для движения велосипедистов и на мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 4.4.1 в сочетании с табличкой 8.14, расположенными над полосой.

Велосипедная дорожка обозначается знаком 4.4.1:

Полоса для велосипедистов обозначается сочетанием знаков 8.14 и 4.4.1:

Обратите внимание, что велосипедная дорожка отделяется от проезжей части и тротуара конструктивно, например, бордюром или забором. В то время как полоса для велосипедистов располагается непосредственно на проезжей части, а границы ее обозначены разметкой.

Велосипедная дорожка предназначена только для движения велосипедов, а по велосипедной полосе кроме велосипедов могут двигаться и мопеды.

В общем, понятия похожие. Если с первого раза понять различия Вам не удалось, то рекомендую перечитать вышеприведенный пункт.

Еще одно похожее понятие - велопешеходная дорожка :

"Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)" - конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 - 4.5.7.

Велопешеходная дорожка отделена от проезжей части конструктивно. По сути, это та же самая велосипедная дорожка, по которой кроме велосипедов могут двигаться также и пешеходы.

Существуют 2 типа велопешеходных дорожек:

  • с совмещенным движением;
  • с разделением движения.

На велопешеходной дорожке с совмещенным движением велосипедисты и пешеходы движутся вперемешку. Начало такой дорожки обозначается знаком 4.5.2, а конец - знаком 4.5.3:

На велопешеходной дорожке с разделением движения потоки велосипедистов и пешеходов отделены друг от друга разметкой или конструктивно. Начало такой дорожки обозначается знаком 4.5.4 или 4.5.5, конец - знаком 4.5.6 или 4.5.7:

Пешеход, пешеходная дорожка, тротуар

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Начиная с 8 апреля 2014 года правила четко определили статус людей, катающихся на роликовых коньках (роллеров). Теперь роллеры официально являются пешеходами , т.е. они не могут двигаться по проезжей части вместе с автомобилями. Роллеры должны передвигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам, могут переходить дорогу по пешеходным переходам.

Скорее всего для самих роллеров это изменение является неприятным, поскольку по моим наблюдениям многие из них любят кататься про проезжей части, где качество асфальта существенно выше.

"Пешеходная дорожка" - обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.

"Пешеходная зона" - территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34.

Пешеходная дорожка и пешеходная зона предназначены только для движения пешеходов.

Пешеходная дорожка обозначается знаком 4.5.1:

Пешеходная зона - знаками 5.33 и 5.34:

"Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

"Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Еще один элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов - тротуар . Начиная с 8 апреля 2014 года тротуар может примыкать не только к проезжей части, но и к велосипедной дорожке.

Мопед и права на мопед

Существенно изменилось и понятие мопед . Теперь мопед (скутер) считается механическим транспортным средством :

"Механическое транспортное средство" - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

"Механическое транспортное средство" - транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

"Мопед" - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

"Мопед" - двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

Обратите внимание, к мопедам теперь приравниваются также и транспортные средства, имеющие электродвигатель мощностью от 0,25 кВт до 4 кВт.

Еще раз подчеркну, что мопеды теперь являются механическими транспортными средствами.

Напомню, что с 8 ноября 2013 года в России введены . Кроме того, с 1 апреля 2014 года введены , содержащие категорию М.

В связи с этим, начиная с 8 апреля 2014 года водители скутеров должны иметь при себе водительское удостоверение:

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;

Т.е. начиная с 8 апреля 2014 года за управление мопедом или скутером без прав, водитель может получить штраф. Размер штрафа составляет 5 000 - 15 000 рублей.

В пункт 2.1.1 ПДД внесено следующее изменение:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп;

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);

Таким образом, водители мопедов должны предъявлять сотрудникам ГИБДД только права. Регистрационные документы предъявлять они не обязаны. Отмечу, что хотя скутеры и мопеды теперь являются механическими транспортными средствами, ставить их на учет в ГИБДД не нужно:

1. Механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.

2. На механических транспортных средствах (кроме мопедов, трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях и автобусах, кроме того, размещается в правом нижнем углу ветрового стекла в установленных случаях лицензионная карточка.

Номера для скутеров и мопедов также не предусмотрены.

Пешеходы на велопешеходных дорожках

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

Обновленный пункт 4.1 правил ставит велопешеходные дорожки в один ряд с тротуарами и пешеходными дорожками. Пешеходы должны двигаться именно по ним. И только если рядом нет ни пешеходной дорожки, ни велопешеходной дорожки, ни тротуара, ни обочины, пешеходы могут выходить на велосипедную дорожку или проезжую часть.

Движение автомобиля по полосе для велосипедистов

Обновленный пункт 9.9 запрещает механическим транспортным средствам (кроме мопедов) двигаться по велосипедной полосе:

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, оговоренных в пунктах 12.1, 24.2 Правил). Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Что касается велосипедных и велопешеходных дорожек, то по ним запрещается движение всех механических транспортных средств (в том числе и мопедов).

Еще раз подытожу для водителей мопедов и скутеров:

  • по велосипедным полосам ездить можно;
  • по велосипедным и велопешеходным дорожкам - нельзя.

Остановка на полосе для велосипедистов

Обновленный пункт 12.4 ПДД запрещает остановку на полосе для велосипедистов:

12.4. Остановка запрещается:

на полосе для велосипедистов.

Подобное нарушение повлечет за собой .

Уступить дорогу велосипедистам

Ну а в завершение данной статьи я хочу рассмотреть, на мой взгляд, самое спорное изменение правил:

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Обратите внимание, что теперь водители обязаны при повороте на перекресте уступить дорогу не только пешеходам, но и велосипедистам . При этом не имеет значения, едет велосипедист по велосипедной дорожке или нет, съезжает ли он с тротуара, едет ли он на красный сигнал светофора, едет ли он по пешеходному переходу. Если произойдет ДТП в любом из перечисленных выше случаев, то одним из его виновников окажется водитель автомобиля.

Рекомендую всем водителям с 8 апреля 2014 года обращать особое внимание на повороты на перекрестках. Ведь ситуация усугубляется еще и тем, что велосипедист может двигаться со скоростью 25-30 км/ч (в 5-6 раз быстрее пешехода). И если уж пешеходы, бывает, на дороге появляются неожиданно, то что уж говорить про велосипедистов.

Давайте еще раз вспомним изменения правил дорожного движения, рассмотренные сегодня:

1. Велосипедами теперь считаются не только транспортные средства, приводимые в движение мускульной силой, но и имеющие электродвигатель мощностью до 0,25 кВт. Для движения велосипедистов вводятся велосипедные полосы, велосипедные дорожки, велопешеходные дорожки. Первые отделены от дороги разметкой, вторые и третьи - конструктивно.

2. К пешеходам теперь также относятся и роллеры. Двигаться пешеходы кроме традиционных тротуаров, пешеходных зон и пешеходных дорожек могут и по велопешеходным дорожкам.

3. Мопеды и скутеры с 8 апреля являются механическими транспортными средствами. Водитель мопеда обязан иметь водительское удостоверение и предъявлять его по требованию сотрудника ГИБДД. Регистрация и получение номеров мопедам не требуются.

4. Водителям запрещено движение по велосипедным полосам, велосипедным и велопешеходным дорожкам. Остановка на велосипедных полосах также запрещена. Кроме того, водители обязаны уступать дорогу велосипедистам при повороте на перекрестках.

Идет добавление комментария

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама