THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Литература 1. Волков Л. В. , Гассан Аль Табаа, Фауаз Аль Табаа Организация физической подготовки юного спортсмена: уч. пособие. – К. : УГУФВС-ПХГПИ. – 86 с. 2. Грибан Г. П. Волевая подготовка бегунов на средние и длинные дистанции. – К. : Здоровье, 1993. – 214 с. 3. Джинджарадзе Н. Г. Інформаційна культура. – К. : Українські пропілеї, 1999. – 148 с. 4. Жордочко Р. В. , Пол іщук В. Д. Легка атлетика: Навч. посібник. – К. : Вища школа, 1994. – 159 с. 5. Козлов Н. И. Истинная правда или учебник для психолога по жизни. – М. : Аст-пресс, 1999. – 480 с. 6. Корнелиус Хелена, Фэйр Шошана Выиграть может каждый. – Луганск: Глобус. – 200 с. 7. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха: Уч. пособие / Автор-составитель Р. Р. Кашапов. – Ижевск: Удм. й ун-т, 1996. – 448 с. 8. Матвеев А. П. , Мельников С. Б. Методика физического воспитания с основами теории: уч. Пособие. – М. : Просвещение, 1991. – 192 с. 9. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. – К. : Олимпийская литература, 1997. – 584 с. 10. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. – К. : Олимпийская литература, 2004. – 807 с. 11. Полищук Д. А. Велосипедный спорт. – К. : Вища школа, 1986. – С. 103 -210. 12. Савченко В. Г. Основи психологічної підготовки спортсменів високої кваліфікації (на матеріалі боксу). Автореф. … д. пед. н. / 24. 00. 01. – К. : УДУФВС, 1997. – 48 с. 13. Уэйнберг Р. С. , Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – К. : Олимпийская литература, 1998. – 334 с.

Ведущую роль в теоретической подготовке спортсмена играет тренер Задача теоретической подготовки – – создать предпосылки для более эффективного освоения и использования спортсменом специальных знаний, что обеспечит сознательные его действия в условиях тренировочной и соревновательной деятельности. Теоретическая подготовка – этоэто процесс освоения специальных знаний, которые обеспечивают основу сознательного и активного отношения спортсмена к процессу тренировки и участия в соревнованиях.

Формы теоретической подготовки: специально организованны е заняти я. на тренировочных занятиях в процессе объяснения целей и задач занятия, анализа качества выполнения отдельных заданий тренера, в процессе теоретического анализа результатов тренировки или участия в соревнованиях, самостоятельно е изучени е специальной литературы по различным вопросам теории и методики спортивной тренировки.

Программа теоретической подготовки должна включать следующие направления: 1) общие понятия о системе физического воспитания и спорта, 2) морально-этическое воспитание спортсменов в соответствии с требованиями общечеловеческой морали, требованиями современной системы спортивной подготовки. 3) задачи, средства и методы развития силы, быстроты, выносливости, координационных способностей и воспитания морально-волевых качеств; 4) задачи, средства и методы технической и тактической подготовки в избранном виде спорта; 5) планирование тренировочных занятий, малых, средних и больших циклов подготовки, а также планирование многолетней тренировки; 6) роль спортивных соревнований и особенности непосредственной подготовки к ним; 7) ведение дневника тренировок, учет параметров тренировочной нагрузки и методика их анализа, 8) основ ы врачебного контроля и самоконтроля, 9) правила соревнований, 10) тематика, освещающая особенности режима дня, зарядки, роль водных процедур и закаливания, массажа, самомассажа, подготовки инвентаря к соревнованиям; 11) Знания из смежных наук: анатомия, физиология, психология и др.

Средства теоретической подготовки 1. Рассказ; 2. Лекция; 3. Дискуссия; 4. Беседа; 5. Изучение и анализ документов, специальной литературы; 6. Показ; 7. Рефераты; 8. Научно-исследовательская работа; 9. Практическая деятельность.

Факторы, способствующие повышению эффективности теоретической подготовки — доступность информации; — интересная форма предоставления информации; — наглядность изложения, использование иллюстраций; — разноплановость информации; — связь полученной информации с практической деятельностью; — осознанность процесса освоения знаний; — мотивация человека.

Контроль теоретической подготовленности 1. опрос 2. анкетирование 3. тестирование 4. выполнение практических и теоретических заданий

Теоретическая подготовка в вопросах освоения новой техники — создание представления о рациональной технике движения и проверка созданного представления; — формирование двигательного умения; — совершенствование выполнения упражнения; — стабилизация двигательного навыка; — формирование вариативного навыка.

Интегральная подготовка заключается в соединении, объединении в единое целое различных сторон подготовленности, что позволяет с максимальной эффективностью реализовать двигательный, функциональный, психологический потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности Наиболее рациональной формой интегральной подготовки являются соревнования!

Все рассмотренные выше виды подготовки реализуются в тренировочном процессе и воплощаются в тренировочной и соревновательной деятельности в целостном избранном виде спорта. Н.Г. Озолин в работе «Молодому коллеге» (1988) называет это «многократной тренировкой в избранном виде спорта в целом с сохранением всех его особенностей» или интегральной подготовкой. Это то, что в практике называют игровой, беговой, лыжной и т.д. подготовкой.

Интегральная подготовка - это координация и реализация в соревновательной деятельности теоретической, технической, тактической, физической и психологической подготовленности. Ее цель - обеспечить слаженность и эффективность комплексного проявления всех многообразных составляющих, которые в гармоничном единстве определяют успешность соревновательной деятельности.

Рис. 9.

Специалисты указывают, что в качестве основных средств интегральной подготовки выступают: соревновательные упражнения избранного вида спорта , выполняемые в условиях соревнований различного уровня, и упражнения специально-подготовительного характера, которые но структуре и особенностям деятельности функциональных систем максимально приближены к соревновательным (Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин, В.Н. Платонов и др.).

Объем средств интегрального воздействия должен увеличиваться по мере приближения к ответственным соревнованиям годичного цикла, а в многолетнем плане их место реализации в наибольшей степени - на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Хотя средства интегральной подготовки должны иметь свое место и в других периодах круглогодичной тренировки, и на других этапах многолетней подготовки. Это позволяет планомерно увязывать возрастающий функциональный потенциал спортсмена с реальными требованиями, диктуемыми необходимостью успешного обеспечения соревновательной деятельности.

Для повышения эффективности интегральной подготовки широко используются следующие методические приемы:

  • облегчение условий выполнения упражнений за счет применения различных моделирующих устройств;
  • усложнение условий за счет применения отягощений и проведения занятий в неблагоприятных условиях (смена климата, места, покрытия и т.д.);
  • организация соревнований с более слабым (сильным) или «удобным» («неудобным») соперником;
  • принудительное лидирование или гонки за лидером;
  • интенсификация соревновательной деятельности посредством ее продолжительности, уменьшения числа игроков в команде, увеличения продолжительности соревновательной деятельности и др.

Интегральная подготовка должна привести весь комплекс способностей спортсмена к проявлению максимальных возможностей и демонстрации высоких результатов на соревнованиях. Такое состояние называется спортивной формой и определяется как подготовленность, включающая высокий уровень тренированности и другие составляющие спортивного мастерства: теоретические знания, психологическая установка на демонстрацию максимального результата, мобилизационная готовность к спортивной борьбе, умение преодолевать внешние помехи и т.д. Одним из показателей состояния спортивной формы и является уровень интегральной подготовленности спортсмена.

А.А. Васильков в числе основных критериев интегральной подготовленности спортсмена выделяет:

  • результаты ответственных соревнований (стартов);
  • адаптационные возможности организма к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок и интенсивность восстановительных процессов;
  • общее состояние здоровья.

Важно, что контроль за интегральной подготовленностью позволяет не только оценить уровень готовности спортсмена к соревнованиям, но и соответствие тренировочных программ его адаптационным возможностям.

Специалисты едины во мнении о том, что значение интегральной подготовки в сложнокоординационных видах спорта , особенно в спортивных играх, достаточно велико. Многообразие и сложность технико-тактических приемов, психических проявлений обусловливают необходимость выполнения очень больших объемов тренировочной работы аналитического характера, связанной с совершенствованием отдельных приемов и действий, локальных качеств и способностей. Чтобы футбольная (волейбольная, баскетбольная) команда успешно выступала на соревнованиях, она должна много играть в течение всего годичного цикла тренировки. Никакие специальные и дополнительные упражнения на технико-тактические навыки или физические качества нс смогут заменить тренировочные и соревновательные игры. Только в двусторонней игре устанавливается и закрепляется взаимосвязь и взаимопонимание между игроками, совершенствуются технические навыки и тактические действия («наигрываются» комбинации), воспитываются морально- волевые качества (чувство ответственности за команду, подчинение личных интересов ее интересам, чувство товарищества и т.д.).

Нельзя, однако, сводить интегральную подготовку в спортивных играх только к двусторонним играм и соревнованиям, так как в ней выделяют целенаправленный процесс выработки связей между факторами, обусловливающими результат игровых действий спортсменов и комплексное воздействие целостной игровой деятельности, включая соревновательную. В этой связи может быть выстроен алгоритм интеграции в спортивных играх (рис. 10).


Рис. 10.

Ю.Д. Железняк рассматривает интегральную подготовку как пространство, где спортсмены «... научаются максимально реализовывать в специфической для спортивной игры игровой и соревновательной деятельности все то, что «нарабатывается» в процессе обучения, в тренировочных занятиях (тренировочные эффекты)».

По его авторитетному мнению, трансформация тренировочных эффектов в результативные игровые действия достигается посредством: во-первых, сопряжения компонентов тренировки - физической и технической, технической и тактической; во-вторых, чередования и переключения технических приемов, тактических действий и упражнений, для развития специальных физических качеств; в- третьих, системы заданий в учебных играх и установок в контрольных играх; в-четвертых, календарных игр как высшей формы интегральной подготовки. Особенно эффективна и незаменима интегральная подготовка в период, предшествующий соревнованиям.

На рис. 11 показан системный характер интегральной подготовки в процессе обучения спортивной игре, когда в каждом виде подготовки должен быть «блок взаимосвязей» внутри и с другими видами подготовки.

Блоки взаимосвязей образуют ядро первичной интеграции. Вторичную интеграцию представляет игровая деятельность, в которой уже в тесной взаимосвязи выступают все виды подготовки, отдельные тренировочные эффекты. Высший уровень в этой системе занимает соревновательная деятельность.


Рис. 11.

Выделяя значение игровой деятельности как формы интегральной подготовки в баскетболе, Ю.М. Портнов отмечает, что основная задача в этой игре состоит не столько в том, чтобы добиться победы над соперниками-партнерами, сколько совершенствовать тактическое мышление, по-новому видеть и понимать ситуации, пути и способы их решения, взаимодействия с партнерами. Важно, что игровая подготовка дает существенные результаты, когда ее материалом является сложный синтез структуры соревновательной деятельности, конфликтные ситуации и решения, различные технико-тактические нововведения, увеличенный объем информации.

Н.Г. Озолин обоснованно разделяет всю подготовку на аналитическую и интегральную части, подчеркивая особенности их соотношения в общем объеме годичной подготовки в различных видах спорта (табл. 17).

Таблица 17

Соотношение аналитической и интегральной части подготовки в циклических видах спорта и спортивных играх

Взаимосвязь между общим объемом подготовки и объемом интегральной подготовки определяется не только временем в годичном тренировочном цикле, но и степенью психической напряженности, величиной нервных и психических затрат при целостном выполнении избранного вида спорта. Чем они больше, гем меньшим должен быть объем интегральной подготовки, тем шире используются аналитические упражнения, элементы избранного вида спорта, различные подготовительные и специальные упражнения.

К проблеме интегральной подготовки в видах спорта циклического характера однозначного отношения специалистов не прослеживается. Так В.Н. Платонов считает, что она не стоит очень остро в беговых видах легкой атлетики: бег на средние, длинные и свсрхдлинныс дистанции, в спортивной ходьбе и лыжных гонках, где арсенал технических приемов и тактических действий ограничен, а тренировочная работа (подавляющий ее объем) максимально приближена (по форме, структуре и особенностям функционирования систем организма) к соревновательной.

Напротив, Н.Г. Озолин и В.А. Лалиашвили отмечают существенное значение интегральной подготовки в циклических видах спорта, где передвижения с разными вариантами интенсивности и продолжительности обеспечивают высокую тренированность и значительные спортивные результаты. Они убедительно опираются на постулат известного финского стайера, рекордсмена мира, П. Нурми: «... для того, чтобы бегать, надо бегать и бегать».

В отличие от спортивных шр, где основным средством инте- гральной подготовки является шровая и соревновательная деятельность, в легкой атлетике, наряду с собственно беговой работой в соревновательных условиях, повышается роль специально- подготовительных упражнений.

Специально-подготовительные упражнения по внешней форме и внутреннему содержанию проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма спортсмена очень близки к избранному виду легкой атлетики. Они способствуют направленному воздействию на тс или иные системы организма и, решая задачи развития физических способностей, совершенствуют техническое мастерство.

Специально-подготовительные упражнения по силе воздействия должны быть идентичными соревновательному упражнению или же несколько превосходить его. Только при этом условии возможен положительный перенос тренированности. Чем меньше специально-подготовительные упражнения отличаются от соревновательного, тем они более эффективны. Например, для спринтеров - это бег на короткие дистанции, эстафетный бег, бег с ходу и со старта, бег с гандикапом и т.п.

Они могут избирательно воздействовать на отдельные звенья тела спортсмена - упражнения локального воздействия; могут также воздействовать на весь организм в целом, т.е. повторяют в тех или иных (облегченных, утяжеленных) условиях тренировочного процесса соревновательные упражнения в целом - это упражнения глобального воздействия.

Специалисты в области подготовки лыжников-гонщиков (О.М. Аксенов, И.М. Бутин, Г.П. Петренко и др.) так же отмечают важную роль интегральной подготовки, выделяя ее критерии:

  • быстрая врабатываемость организма и способность быстро переключаться с одного уровня деятельности на другой (менять ритм, темп, скорость передвижения);
  • ускоренное протекание восстановительных процессов как в ходе занятия между отдельными повторениями, так и от занятия к занятию;
  • высокая стабильность и вариативность техники способов передвижения при меняющихся условиях скольжения и рельефа;
  • улучшение специфических восприятий лыжника-гонщика - «чувство лыж», «чувство скорости», «чувство снега» и т.д.;
  • увеличение диапазона волевых усилий - способность переносить длительные и интенсивные нагрузки в тренировочный и соревновательный периоды и т.п.

При этом важно отметить, что в любом виде спорта интегральная подготовка является основным средством приобретения и совершенствования спортивного мастерства.

Лекция 17

1. Сущность интегральной подготовки.

2. Средства и методические приемы.

Интегральная подготовка направлена на объединение и комплексную реализацию различных компонентов подготовленности спортсмена – тех­нической, физической, тактической, психологической, интеллектуаль­ной в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Дело в том, что каждая из сторон подготовленности формируется узконаправлен­ными средствами и методами. Это приводит к тому, что отдельные каче­ства, способности и умения, проявляемые в тренировочных упражнени­ях, часто не могут проявиться в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый раздел подготовки, обеспечивающий согласованность и эффективность комплексного проявления всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности. Для этого сами соревнования используют в тренировке, как необходимую разновидность ее плановых «занятий».

В качестве основного средства интегральной подготовки выступают:

♦ соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняе­мые в условиях соревнований различного уровня;

♦ специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные по структуре и характеру проявляемых способностей к соревнова­тельным. При этом важно соблюдать условия проведения соревнований.

В любом виде спорта интегральная подготовка является одним из важ­ных факторов приобретения и совершенствования спортивного мастерства. Например, в спортивных играх, чтобы играть хорошо, команда должна играть много на протяжении всего года. Выполнение упражнений на тех­нику, или развитие силы, или улучшение гибкости, или совершенствова­ние отдельных тактических элементов и т.д. не может заменить трениро­вочные и соревновательные игры. Только в играх полностью раскрываются возможности каждого спортсмена, налаживается и закрепляется связь и понимание между ними, совершенствуются технические и тактические навыки, обеспечивается гармоническое развитие всех органов и систем организма, психических качеств и свойств личности в соответствии с тре­бованиями сложной соревновательной обстановки, характерной для дан­ного виде спорта.

Особое внимание интегральной подготовке уделяется также в спортив­ных единоборствах. В фехтовании, боксе, во всех видах борьбы нельзя подготовить спортсмена без боевой практики во многих соревнованиях.

Не так велико значение интегральной подготовки для спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта, в которых общее коли­чество технических приемов и тактических действий в целом ограничено, а основной объем тренировочной работы циклического характера по фор­ме, структуре, особенностям функционирования систем организма мак­симально приближен к соревновательному.



В процессе интегральной подготовки, наряду с общей направленнос­тью, предусматривающей комплексное совершенствование всех сторон под­готовленности, целесообразно выделить и ряд частных направлений, свя­занных с сопряженным совершенствованием нескольких компонентов готовности спортсмена к достижению, – физическое и техническое, тех­ническое и тактическое, физическое и тактическое, физическое и психо­логическое и т.п.

Для повышения эффективности интегральной подготовки применяют­ся разнообразные методические приемы. К ним относятся: облегчение, затруднение и усложнение условий выполнения собственно-соревнователь­ных упражнений. Так, для убыстрения темпа игры в теннисе можно про­водить игры на кортах с деревянным покрытием, где мяч отскакивает сбольшей скоростью, и поэтому спортсмен должен быстрее реагировать. Для усложнения – на травяных кортах, где мяч может отскочить в непред­сказуемом направлении. Для затруднения – утяжеленной ракеткой и мя­чом с маскировочной окраской (Е.В. Корбут).

Введение

интегральная подготовка спортсмен

Важнейшей частью подготовки спортсменов является спортивная тренировка - специализированный педагогический процесс подготовки к спортивным состязаниям, направленный на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности. Только в процессе спортивной тренировки происходит формирование специальных знаний, навыков и умений, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма спортсменов, воспитание необходимых качеств личности.

В тренировке выделяют следующие разделы(стороны): техническая подготовка, тактическая подготовка, физическая подготовка, психическая (психологическая) подготовка, теоретическая подготовка, интегральная подготовка.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - система овладения специфическими для каждого вида спорта двигательными (соревновательными) действиями. Обучение спортивной технике, особенно в сложных по структуре видах спорта, начинают в детском возрасте, в дальнейшем техника совершенствуется с учетом индивидуальных особенностей спортсмена (строения тела, развития физических качеств и пр.). Чем совершеннее техника, тем больше возможностей реализовывать двигательный потенциал.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - система овладения рациональными формами ведения соревновательной борьбы. Она включает в себя изучение закономерностей соревновательной деятельности; правил вида спорта; изучение современной отечественной и зарубежной тактики вида спорта; изучение своих соперников; умение строить свою тактику в предстоящих соревнованиях на основе моделирования соревновательных условий в тренировке и контрольных стартов. Тактические действия реализуются через спортивную технику, поэтому тактическая подготовка включает выработку технико-тактических действий.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА направлена на развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки спортсмена. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. В задачи общей физической подготовки входит укрепление здоровья и физического развития, совершенствование физических качеств и жизненно важных двигательных навыков. Задача специальной физической подготовки - развитие физических качеств, специфичных для конкретного вида спорта.

ПСИХИЧЕСКАЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ) ПОДГОТОВКА направлена на воспитание личности спортсмена, его моральных и волевых качеств, а также развитие тех качеств личности, которые в большей мере обеспечивают успех в конкретном виде спорта. Она осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки в процессе тренировочных занятий, соревнований.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ) ПОДГОТОВКА направлена на повышение интеллектуального уровня спортсмена, вооружение его определенными знаниями и умениями. Она осуществляется в процессе подготовки спортсменов. Требования в спорте настолько выросли, что без глубоких знаний рассчитывать на высокие показатели нельзя.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА направлена на то, чтобы спортсмен умел целостно реализовывать в соревновательной деятельности все разделы тренировки. Этим обусловлены задачи интегральной подготовки: осуществление связи между всеми разделами подготовки; достижение стабильности действий спортсменов в сложных условиях соревнований, которые являются высшей формой интегральной подготовки.

Интегральная подготовка спортсменов - понятие, цели, задачи

Интегральная подготовка направлена на объединение и комплексную реализацию различных компонентов подготовленности спортсмена -- технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Дело в том, что каждая из сторон подготовленности формируется узконаправленными средствами и методами. Это приводит к тому, что отдельные качества, способности и умения, проявляемые в тренировочных упражнениях, часто не могут проявиться в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый раздел подготовки, обеспечивающий согласованность и эффективность комплексного проявления всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.

В качестве основного средства интегральной подготовки выступают:

  • - соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в условиях соревнований различного уровня;
  • - специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные по структуре и характеру проявляемых способностей к соревновательным. При этом важно соблюдать условия проведения соревнований.

В любом виде спорта интегральная подготовка является одним из важных факторов приобретения и совершенствования спортивного мастерства. Например, в спортивных играх, чтобы играть хорошо, команда должна играть много на протяжении всего года. Выполнение упражнений на технику, или развитие силы, или улучшение гибкости, или совершенствование отдельных тактических элементов и т.д. не может заменить тренировочные и соревновательные игры. Только в играх полностью раскрываются возможности каждого спортсмена, налаживается и закрепляется связь и понимание между ними, совершенствуются технические и тактические навыки, обеспечивается гармоническое развитие всех органов и систем организма, психических качеств и свойств личности в соответствии с требованиями сложной соревновательной обстановки, характерной для данного виде спорта.

Особое внимание интегральной подготовке уделяется также в спортивных единоборствах. В фехтовании, боксе, во всех видах борьбы нельзя подготовить спортсмена без боевой практики во многих соревнованиях.

Не так велико значение интегральной подготовки для спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта, в которых общее количество технических приемов и тактических действий в целом ограничено, а основной объем тренировочной работы циклического характера по форме, структуре, особенностям функционирования систем организма максимально приближен к соревновательному.

В процессе интегральной подготовки, наряду с общей направленностью, предусматривающей комплексное совершенствование всех сторон подготовленности, целесообразно выделить и ряд частных направлений, связанных с сопряженным совершенствованием нескольких компонентов готовности спортсмена к достижению, -- физическое и техническое, техническое и тактическое, физическое и тактическое, физическое и психологическое и т.п.

Для повышения эффективности интегральной подготовки применяются разнообразные методические приемы. К ним относятся: облегчение, затруднение и усложнение условий выполнения собственно-соревновательных упражнений.

Используя узконаправленные методы и средства в тренировке мы приходим к тому, что отдельные качества и способности, проявляемые в локальных упражнения не могут проявиться в бою. Для координации и реализации в бою технической тактической физической и других сторон подготовки используется интегральная подготовка. Всё что приобретает спортсмен для своей физической (скорость, сила, координация), технической тактической подготовленности, все знания и опыт он должен воплотить в вольном бою. Для того что бы успешно реализовать свои знания и умения участвуя в соревнованиях необходима постоянная боевая практика (условные и вольные бои) а так моделированием соревнований. Интегральная подготовка является основным средством приобретения и совершенствования мастерства. Никакие специальные упражнения, упражнения на силу, быстроту и т.д. не могут заменить боевой практики, только в бою совершенствуются технические навыки и тактические действия, закаляют волю в сложной боевой обстановке. Объем интегральной подготовки и его соотношение с общим объемом изменяется на протяжении лет. Путь от решения задач всестороннего физ. Воспитания к высшему спортивному мастерству намечает и увеличение интегральной подготовки с возрастом. Также интегральная подготовка должна иметь больше места в предсоревновательный период. Эффективные возможности представляют для интегральной тренировки, затрудненные и усложнённые условия: вольный бой с двумя соперниками, бой в уменьшенном ринге, увеличение времени раунда для развития специальной выносливости или уменьшение времени раунда для увеличения плотности боя, также можно использовать более тяжёлые перчатки и т.д. Необходимо учитывать психологическую нагрузку, которая ложится на боксеров во время боевой практики. Интегральная подготовка должна привести к демонстрации высоких результатов на соревнованиях.

Достижение спортивных результатов в единоборствах связано с реализацией следующих методических положений:

  • - построением процесса подготовки в строгом соответствии со спецификой соревновательной деятельности в различных единоборствах;
  • - акцентом на развитие наиболее сильных качеств спортсмена, совершенствование тех технико-тактических навыков, которые преимущественно обеспечивают достижение результата;
  • - первоочередным повышением уровня специальных скоростно-силовых качеств и на этой основе совершенствования специальной выносливости;
  • - использованием оптимальных объемов специальной подготовки, особенно в режимах, моделирующих соревновательную деятельность спортсменов;
  • - повышением уровня надежности и сбалансированности атакующих и защитных действий в соответствии с требованиями соревновательной деятельности на главных турнирах .

Спортсмен-единоборец варьирует различными действиями, не только приспосабливаясь, но и активно участвуя в ходе конфликтной борьбы с помощью различных способов тактического управления действиями соперника.

Изучение состояния основных систем организма спортсмена-единоборца предопределяет создание алгоритма применения средств технико-тактической, физической и психологической подготовки. Именно знания об особенностях функционирования таких систем в процессе тренировочной и соревновательной деятельности позволяет логично обосновать интеграцию различных средств и методов подготовки в единую систему.

Интегральная подготовка спортсменов (боксеров) с учетом типовых особенностей спортсмена

Для спортивных единоборств в наибольшей степени характерно сопряжение физических и психических элементов: "идеальная" деятельность, связанная с ориентировкой спортсмена в сложных тактических ситуациях, оценкой динамического развития таких ситуаций и принятием оперативного (тактического) решения, реализуется через активную моторную деятельность, связанную с физическим преодолением практически всегда равного по силам соперника. Подобного рода сопряжение физического и психического проявляется в специфических особенностях структуры и динамики физической подготовленности в зависимости от индивидуальных психологических особенностей спортсмена. Своеобразное сочетание индивидуальных свойств проявляется в специфических моторных способностях, и определенному типу индивидуальности соответствует конкретная склонность спортсмена адаптироваться к физическим нагрузкам. От того, насколько адекватно будут оценены такие свойства в структуре интегральной индивидуальности спортсмена, зависит объективная возможность построения тренировочного процесса, при котором будут наиболее полно реализованы индивидуальные двигательные способности.

В соответствии с индивидуально-типовыми особенностями спортсменов (единоборцев) разрабатываются индивидуально-типовые программы физической подготовки на основе методов целевых заданий и сопряженных психофизических воздействий.

Индивидуально-типовые программы построены на основе реализации метода целевых заданий с использованием специализированных структурно-логических схем управления тренировочным процессом, целевых мотивов, целевых заданий, алгоритмов применения конкретных средств и методов физической подготовки, способов контроля за ходом реализации индивидуализированных (типовых) программ физической подготовки. При подготовке юных спортсменов критерием эффективности программы является выполнение ими должных норм, при подготовке взрослых спортсменов - модельных характеристик подготовленности.

Конкретное содержание отдельных упражнений, пакетов упражнений, специфических средств тренировки определяется не только особенностями типа интегральной индивидуальности, но и этапом и периодом годового цикла, а также уровнем физической подготовленности и спортивного мастерства субъекта программированного управления.

Для более всесторонней и полноценной интегральной подготовки наряду с общей направленностью, предусматривающей комплексное совершенствование, целесообразно выделить следующие преимущественные направления:

  • -совершенствование индивидуальных техническо-тактических действий;
  • -совершенствование способности к предельной мобилизации функциональных возможностей;
  • -совершенствование способности к переключению максимальной двигательной активности, на периоды относительного расслабления, для обеспечения высокой работоспособности.

Развитию этих направлений помогут разнообразные методические приемы: облегчение условий выполнения упражнений, за счет применения различных моделирующих устройств; усложнение условий за счет применения отягощений и проведения занятий в неблагоприятных условиях (смена климата, места, покрытия и т.д.); интенсификация соревновательной деятельности посредством ее продолжительности и другие.

Объем средств интегрального воздействия должен увеличиваться по мере приближения к ответственным соревнованиям годичного цикла, а в многолетнем плане их место реализации в наибольшей степени - на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Хотя средства интегральной подготовки должны иметь свое место и в других периодах круглогодичной тренировки, и на других этапах многолетней подготовки. Это позволяет планомерно увязывать возрастающий функциональный потенциал спортсмена с реальными требованиями, диктуемыми необходимостью успешного обеспечения соревновательной деятельности.

Интегральная подготовка направлена на достижение необходимой интегральной подготовленности спортсмена.

Интегральная подготовленность характеризуется способностью к координации и реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности - технической, физической, тактической, психической и служит объединяющей, одной из наиболее важных сторон подготовленности спортсмена к ответственным соревнованиям. Каждая из сторон подготовленности спортсмена в известной мере является следствием применения узконаправленных методов и средств. Это приводит к тому, что отдельные качества и способности, проявляемые в локальных упражнениях, часто не могут проявиться в полной мере в соревновательных упражнениях. Поэтому одной из важных проблем спортивной тренировки является оптимальное сочетание в тренировочном процессе аналитического и синтезирующего подходов. Первый из них предполагает целенаправленную работу над совершенствованием отдельных качеств или сторон подготовленности, а второй - обеспечение слаженности комплексных проявлений всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.

Интегральная подготовка должна привести весь комплекс способностей спортсмена к проявлению максимальных возможностей и демонстрации высоких результатов на соревнованиях. Такое состояние определяется как подготовленность, включающая высокий уровень тренированности и другие составляющие спортивного мастерства: теоретические знания, психологическая установка на демонстрацию максимального результата, мобилизационная готовность к спортивной борьбе, умение преодолевать внешние помехи и т.д. Состояние наивысшей подготовленности, характерное для данного этапа спортивного совершенствования, обычно обозначают как готовность к показу высокого результата или состояние спортивной формы.

Спортивная тренировка должна быть в принципе интегральной и содержать в себе средства сопряженных воздействий, способствующие интегрированному воздействию на физическую и психическую сферу спортсмена. Чем больше тренировочные средства соответствуют соревновательной деятельности или превосходят ее по уровню функциональных сдвигов, технической сложности, тактической непредсказуемости ситуаций соревновательной борьбы и эмоциональному фону, тем выше сопряженность в системе интегральной подготовки.

Важным компонентом тренировочного процесса, построенного по принципу интегральности, являются адекватные психологические установки. Когда спортсмен выполняет техническое упражнение с установкой на быстроту или мощность производимой работы, тем самым, он интегрировано развивает физические качества и технические навыки. Когда он выполняет тактическое упражнение с такими же установками, он соответствующим образом развивает физические качества и тактические навыки.

Интегральная подготовка на стадии максимальной реализации спортивных возможностей

Состояние спортивной формы должно быть приобретено к началу соревновательного периода, повышаться на его протяжении и достигать наивысшего уровня к главнейшему состязанию. В течение даже длительного сезона соревнований, будучи в хорошей спортивной форме спортсмен, стремится к более высоким результатам и достигает их.

Основные задачи интегральная подготовка на стадии максимальной реализации спортивных возможностей: закрепить и возможно дольше сохранить высокую общую дееспособность и специфические спортивные навыки. Совершенствовать приобретенные ранее навыки технической и тактической подготовки.

Как показывает опыт лучших спортсменов, в состоянии высокой спортивной формы можно находиться длительное время. Тренировка -- это управляемый процесс, а потому и состояние спортивной формы может регулироваться и длиться до 2 -- 4 месяцев и более. Для этого необходимо методически правильно строить учебно-тренировочный процесс, умело чередовать работу с рациональным отдыхом и средствами восстановления, широко использовать принципы волнообразности и вариативности в тренировке и соревнованиях, а также соблюдать строгий режим. Очень важно, чтобы специализированная нагрузка повышалась на протяжении 6 -- 8 недель, а затем понижалась на 1 -- 2 недели и снова повышалась на 6 -- 8 недель (уже на другом уровне) и т. д. Такая волнообразность, имеющая индивидуальные отличия предохраняет от переутомления и позволяет дольше удерживать спортивную форму.

Одним из показателей состояния спортивной формы является уровень интегральной подготовленности спортсмена, который в течение года должен повышаться и достичь своего максимума ко времени основных соревнований, а затем снижаться в переходный период, когда на некоторое время сокращаются тренировки в специализируемом виде спорта.

Список используемой литературы

  • 1. Аулик И.В. Как определить тренированность спортсмена. - М.: «Физкультура и спорт», 1977.
  • 2. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
  • 3. Волков Н.И. Биоэнергетика напряженной мышечной деятельности человека и способы повышения работоспособности спортсменов: Автореф.
  • 4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - ФКиС, 1988.
  • 5. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: «Физкультура и спорт», 1970.
  • 6. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. - Киев.: Вища школа, 1984.

Основной целью данной исследовательской работы является теоретическое обоснование формирования систем профессиональной подготовки на основе интегральных (соревновательного, сопряжённого и игрового) методов спортивной тренировки единоборств и внедрение их в учебно-воспитательный процесс рукопашной подготовки высшей школы полиции России.

В предыдущих исследованиях мы поднимали вопросы о необходимости научно обоснованных изменений всей системы рукопашной подготовки будущих офицеров полиции (милиции).

Действующая на настоящий момент система рукопашной подготовки в вузах МВД России уже не в состоянии полноценно решать возложенные на неё задачи. Этому есть ряд объективных причин, в первую очередь безнадёжная устарелость всей теории, а отсюда и методологии данной подготовки, которая практически не менялась со времён советской милиции. А ведь в России характер современных боестолкновений (силовое задержание, оперативные акции антитеррора и пр.) по своей ожесточённости и скоротечности в последнее время всё чаще приближается к войсковым операциям.

Основной целью данной исследовательской работы как раз и является теоретическое обоснование формирования систем профессиональной подготовки на основе интегрализации педагогических технологий спортивной тренировки единоборств и внедрение их в учебно-воспитательный процесс рукопашной подготовки высшей школы полиции России.

Методы данного исследования заключались в теоретическом анализе и обобщении литературных источников отечественных и зарубежных исследователей. Также были использованы методы системного анализа и синтеза, позволившие рассмотреть изучаемое явление в основных показателях системы: структура, организация, системообразующие факторы и т. д. Помимо этого, использовались методы моделирования педагогической системы: целеполагание, методы организации и оптимизации педагогического процесса и т. д.

Итогом исследования явилось то, что нам в силу личного научного и спортивно-педагогического опыта представляется возможным предложить пути формирования инновационной педагогической технологии, основанной на всесторонности, взаимосвязи, взаимодополнении, а также рациональности, индивидуализации и замотивированности.

Ключевые слова: дидактика; интегральный; курсант; метод; полиция; принцип; сопряжённый спорт; тренировка.

В спорте высших достижений педагогическим совершенством определяется гармонически взаимосвязанное развитие физических, психологических, интеллектуальных, нравственно-этических качеств и технико-тактических навыков. Данная многоцелевая дидактическая задача решается в первую очередь посредством интегральной тренировки - термин, введенный в обращение Н. Г. Озолиным и А. А. Карелиным .

Понятие «интегральный» (определение, пришедшее в спортивную педагогику из математики) подразумевает объединяющую и суммирующую многофункциональность спортивной тренировки. Это, в свою очередь, объясняется тем, что средства и способы видов физической, технической, тактической, психологической подготовки, а также нравственно-этического воспитания взаимосвязаны, поэтому часто совершенствуются в комплексе (сопряжённо).

В свою очередь процесс интегрализации как научно-педагогическая концепция является формированием определённой инновационной системы на основе оптимизации и взаимодополнения ранее существующих технологий.

Теоретическую основу интегральной подготовки составляют педагогические концепции общей теории физического воспитания и спортивной тренировки Н. Г. Озолина и В. Н. Платонова , базирующиеся на том, что:

  • совершенствовать учебно-воспитательный процесс необходимо при учете индивидуальных особенностей, индивидуального стиля деятельности;
  • оптимизацию обучения и воспитания проводить с учётом накопленного опыта в теории и практике различных педагогических систем и направлений;
  • усовершенствование формирования знаний, умений, навыков и качеств нужно строить на замотивиро-ванности к занятиям;
  • ведущим фактором, способствующим доведению учебно-воспитательного процесса до совершенства, должно стать включение таких педагогических методов, которые целенаправленно и взаимосвязанно воздействуют на развитие основных физических и психологических качеств, двигательных умений и навыков, интеллектуальных способностей и нравственных стремлений;
  • разносторонность обучения и воспитания, инициативность, храбрость и, вместе с тем, нравственная чистота возможны, в первую очередь, за счёт интегральности всего учебно-воспитательного процесса, внедрения интегральных методов.

Таким образом, под интегральной методикой мы подразумеваем совокупность гармонично развивающего (обучающего и воспитывающего) подхода, базирующегося на стремлении к совершенству как отдельно взятого ученика (курсанта) и тренера-преподавателя, так и всей педагогической системы, который конкретизирует и наполняет конкретным содержанием её цели, задачи, принципы, методы, приёмы, средства, а также полученный результат.

Н. Г. Озолин объясняет: «Многократное выполнение избранного вида спорта в целом с сохранением всех его особенностей (например, боевая схватка борца или боксёра, двухсторонняя игра в футбол или в баскетбол, прыжок с шестом с полного разбега, гимнастическая комбинация на снаряде и др.) я назвал интегральной подготовкой. Это то, что в практике называют игровой подготовкой, беговой, плавательной, гребной и т. д. Её высшая форма - соревнования (тренировочные и официальные) .

На концептуальную важность метода соревновательного (интегрального) упражнения указывает и В. Н. Платонов , который в своих научных трудах определяет, что методическую вершину спортивной тренировки представляет целостное выполнение соревновательного упражнения в соревновательном диапазоне функциональных нагрузок, в том числе и само участие в соревнованиях.

В любом виде спорта интегральная подготовка является основным средством приобретения и совершенствования мастерства, продолжает Н. Г. Озолин . В фехтовании, боксе, во всех видах борьбы нельзя подготовить спортсмена без боевой практики во многих состязаниях.

Соревнования в спорте - это основной мотивационный стимул, средство проявления всех физических и интеллектуальных возможностей, воспитание волевых и нравственных качеств. Это органическая часть спортивной тренировки, призванная воспитывать стремление к спортивной борьбе, а также научно обоснованно контролировать ход всего учебно-воспитательного процесса. Соревнования требуют особой подготовки, цель которой - правильно подойти к наиболее важным стартам и достичь там наивысших результатов. Система спортивных соревнований, кроме того, является специфическим методом управления подготовкой спортсменов.

Несомненно, улучшение показателей конкретного физического качества, например специальной координации, посредством использования соревновательных методик интегральной тренировки ведет к повышению уровня показателей и других физических, а также психологических, интеллектуальных и нравственных качеств. Данная динамика приводит и к ускорению процесса формирования технико-тактических навыков.

Помимо соревновательного метода как основополагающего, интегральная тренировка базируется ещё на ряде специфических методов спортивной тренировки: сопряжённого упражнения и игрового метода.

Ж. К. Холодов объясняет: «Метод сопряженного воздействия применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, то есть результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т. п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура» .

Методической особенностью игровых методов интегральной тренировки является обеспечение всестороннего, комплексного развития специальных физических и психологических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии. Применяются различные спортивные игры как классического, так и упрощённого варианта, а также подвижные игры. В случае же педагогической необходимости с помощью игры можно избирательно развивать определённые специальные физические качества.

Спортивные игры - это ситуационный вид двигательной деятельности, где ведущая роль принадлежит сенсомоторным механизмам. Произвольный характер действий играющих основывается на «ситуационной афферентации» . Он включает афферентный анализ, суть которого состоит в выделении из окружающей обстановки значимых сигналов, и афферентный синтез, который позволяет прогнозировать развитие ситуации.

Для игр, связанных с борьбой за мяч с соперниками, характерны энергетические траты, присущие упражнениям на выносливость (плавание, бег на стайерские дистанции). Энергетически наиболее нагрузочны баскетбол и футбол, где уровень обменных реакций повышается по сравнению с основным в 10-15 раз. Такую нагрузку принято относить к субмаксимальной. В волейболе интенсивность функциональной нагрузки несколько меньше (средняя интенсивность) .

Спортивные игры - не просто средство физического воспитания, а средство воспитывающего влияния на личность. Причем главным здесь оказывается воспитание общественно значимых качеств личности - коллективизма, сознательной дисциплины, способности поставить общие интересы выше личных.

Следует подчеркнуть, что спортивные игры располагают исключительно богатыми, а в некотором отношении просто уникальными возможностями для воспитания характера. Зная своих студентов (курсантов), преподаватель может умышленно и вместе с тем незаметно ставить их в такие условия, где невозможно не проявить определенных волевых качеств.

Огромная притягательная и вместе с тем воспитательная сила игр заключена в комплексной мотивации игровой деятельности. На занятиях каждый из студентов (курсантов) испытывает глубокое психологическое удовлетворение от самого процесса игры, где каждый в чем-то превзошел не только себя, но и соперника, и это не осталось незамеченным товарищами по команде и преподавателем. Стремление сохранить его вынуждает делать над собой психологическое усилие, которое перерастает в привычку и формирует личность.

Данные методы наглядно показывают дидактический потенциал интегральной тренировки.

На важность интегральных методов спортивной тренировки и физического воспитания указывают и другие исследователи. Так, А. Л. Палатный научно обосновывает корреляционную взаимосвязь повышения абсолютных показателей развития силовых качеств посредством формирования технических навыков боковых и прямых ударов у боксеров на этапах предварительной (14-15 лет) и специализированной (16-17 лет) базовой подготовки.

Темп развития составляет 20,0-40,0 % при достоверном (Р > 0,05) увеличении абсолютных значений. Высокие темпы развития определены и по показателям индексов, которые характеризуют взрывную выносливость (24,0 %) и специальную работоспособность (38,9 %) боксеров.

На последующем этапе подготовки (этап спортивного совершенствования) в возрасте от 16-17 до 18-20 лет высокие и достоверные корреляционные темпы развития (20,0 - 50,1 %) характерны для значений скоростных показателей ударов.

Педагогические составляющие интегрального метода спортивной тренировки

В процессе научно-исследовательской работы по совершенствованию физического воспитания высшей школы Е. В. Церковной была выявлена факторная структура комплексной подготовленности студентов, которая включает широкий диапазон педагогических, физиологических и психологических показателей. В ходе исследования проведено научное обоснование и усовершенствована методика физического воспитания в вузах с учетом особенностей их состояния здоровья, образа жизни, уровня физического развития и факторной структуры подготовленности. Разработанная авторская программа предполагает развитие базовых двигательных качеств (общей выносливости, статической выносливости, силы, быстроты), основных функциональных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной) и профессионально значимых психофизиологических свойств (внимания, точности движений, чувства времени, реакции, эмоциональной устойчивости).

Проведенный С. В. Пятисоцкой факторный научный анализ позволил выделить наиболее значимые компоненты в структуре учебно-воспитательного процесса спортсменов-каратистов: общая и специальная выносливость, скоростно-силовые качества, специальная гибкость, скоростные качества и ловкость. Корреляционный анализ показал, что эффективность выполнения элементов техники каратэ-до зависит от уровня развития скоростно-силовых качеств (r = 0,83; p < 0,05), специальной гибкости (r = - 0,59; p < 0,05), общей (r = -0,51; p < 0,05) и специальной выносливости (r = 0,65; p < 0,05), силы мышц плечевого пояса (r = 0,46; p < 0,05) и брюшного пресса (r = 0,61; p < 0,05).

Подытоживая проведённое исследование, можно заключить, что в общем педагогическом аспекте интегральная методика спортивной тренировки предполагает принципиальные положения формирования взаимосвязанных и гармонично развивающих навыков и качеств, способствует правильному выбору и рациональному использованию средств и методов в решении поставленных педагогических задач, помогает преподавателям точно ориентироваться в многообразии этих средств и методов, а также устанавливать необходимую методическую преемственность и взаимосвязь между различными средствами обучения и воспитания.

Всё это при дидактически правильной адаптации к учебно-воспитательному процессу высшей школы полиции, позволит полностью поменять концепцию целеполагания профессиональной рукопашной подготовки будущих офицеров МВД. Наши дальнейшие исследования предполагают разработку и теоретико-методические обоснования интегральных педагогических технологий специальной рукопашной подготовки курсантов вузов МВД России.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Анохин П. Н. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. Н. Анохин. - М. : Медицина, 1968. - 547 с.
  2. Бокий А. Н. Педагогические основы специальной боевой подготовки сотрудников правоохранительных органов: научно-практическое пособие / А. Н. Бокий, С. В. Усков. - Краснодар: КрУ МВД России, 2015. - 88 с.
  3. Карелин А. А. Система интегральной подготовки высококвалифицированных борцов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А. А. Карелин. - СПб., 2003 - 46 с.
  4. Коваленко Ю. А. Учебная программа спортивного кружка по дисциплине «каратэ» для общеобразовательных школ / Ю. А. Коваленко, С. В. Усков. - Симферополь: Крымский республиканский институт последипломного образования. Протокол № 3 заседания учёного совета от 07.05.2014. - 126 с.
  5. Озолин Н. Г. Профессия - тренер / Н. Г. Озолин. - М. : Астрель, 2004. - 863 с.
  6. Палатний А. Л. Планування тренувальних засобів загальної і спеціальної спрямованості на різних етапах багаторічної підготовки боксерів: автореф. канд. наук. з фіз. виховання та спорту / А. Л. Палатний. – К., 2001. – 20 с..
  7. Платонов В. Н. Олимпийский спорт / В. Н. Платонов. -К. : Олимпийская литература, 2009. - 736 с.
  8. Приказ МВД России от 13.11.12 г. № 1025 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах Внутренних дел Российской Федерации».
  9. Пятисоцька С. В. Індивідуалізація підготовки юних каратистів на початковому етапі з використанням інформаційних технологій: автореф. дис. канд. Наук з фіз. виховання і спорту / С. В. Пятисоцька. – Х., 2010. – 21 с.
  10. Смирнов В. М. Физиология физического воспитания и спорта: учебно-методическое пособие / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. - М. : Владос-пресс, 2002. - 608 с.
  11. Усков С. В. Развитие оперативного мышления на занятиях по рукопашной подготовке у курсантов образовательных организаций системы МВД России / С. В. Усков // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Физическая подготовка и спорт: сборник статей. - Орёл: ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2015. - С. 175-178.
  12. Усков С. В. Формування професійних умінь курсантів у процесі спеціальної техніко-тактичної підготовки у ВНЗ МВС України: дисс. канд. пед. наук / С. В. Усков. – К., 2010. – 211 с.
  13. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебно-методическое пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М. : Академия, 2008. – 480 с.
  14. Церковна О. В. Професійно-прикладна фізична підготовка студентів вищих навчальних закладів на основі факторної структури їх рухової та психофізіологічної підготовленості : автореф. канд. наук. з фіз. виховання та спорту / О. В. Церковна. – Х., 2007. – 21 с.

THE THEORY OF INTEGRAL TRAINING AS THE QUINTESSENCE OF SPORTS DIDACTICS

S. Uskov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Physical Training Department Crimean branch of the Krasnodar University of Russian Interior Ministry

A. Bokiy, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Head of the Physical Training Department Crimean branch of the Krasnodar University of Russian Interior Ministry

Y. Kovalenko, Senior Lecturer of Physical Education Theory and Methods Department, Crimean Federal University after V.I. Vernadsky. Physical Education Faculty

Contact information for correspondence: 295034, Russia, Republic of Crimea, Simferopol, 14/28 Dekabristov St., Apt. 4, [email protected] , + 79787921006.

The main research goal is the theoretical justification of professional training systems formation based on integrated (competitive, conjugate and game) methods of sports training of martial arts, and their implementation in the educational process of close combat training at the Russian Police High School.

In previous studies, we raised questions about the need for evidence-based changes in the entire system of close combat training of future police officers.

Acting at present the system of combat training in Russian Interior Ministry universities is unable to solve completely the tasks entrusted to it. There are objective reasons for it, primarily hopelessly outdated theory, and as a result the training methodology, which is practically unchanged since the Soviet militia time. Nevertheless, recently in Russia the nature of modern armed clashes (forceful detention, anti-terror actions, etc.) for their rapidity and fierce are becoming closer to military operations.

The methods of this study were the theoretical literature analysis and synthesis of domestic and foreign researchers. The methods of system analysis and synthesis were used which allowed considering the studied phenomenon in the main system indicators: the structure, organization, system forming factors, etc. In addition, educational system modeling methods were used: objectives definition, organization and optimization methods of the educational process, etc.

The study outcome was the fact that due to personal research, sports and educational experience, it was possible to suggest formation ways of innovative educational technologies, based on a comprehensiveness, relationship, complementarity and rationality, individualization and motivation.

Keywords: didactics, integrated, cadet, method, police, principle, conjugate sport, training.

Referens

  1. Anokhin P. N. Biologiia i neirofiziologiia uslovnogo refleksa . Moscow, Meditsina, 1968, 547 p. (in Russian).
  2. Bokii A. N., Uskov S. V., Pedagogicheskie osnovy spetsial"noi boevoi podgotovki sotrudnikov pravookhranitel"nykh or-ganov : Krasnodar, KrU MVD Rossii, 2015, 88 p. 547 p. (in Russian).
  3. Karelin A. A. System of integrated training of highly skilled fighters. Extended abstract of Doctor"s thesis. SPb, 2003, 46 p. 547 p. (in Russian).
  4. Kovalenko lu. A., Uskov S. V The training program of a sports circle on discipline of "karate" for comprehensive schools. Simferopol", Krymskii respublikanskii institut posle-diplomnogo obrazovaniia . Moscow, Astrel", 2004, 863 p. (in Russian).
  5. Palatnii A. L. Planning of training means of the general and special orientation at different stages of long-term training of boxers Candidate"s thesis. K, 2001, 20 p. (in Russian).
  6. Platonov V. N. Olympic sport. Olimpiiskaia literatura, 2009, 736 p. (in Russian).
  7. Prikaz MVD Rossii ot 13.11.12 g. № 1025 «Ob utverzhdenii Nastavleniia po organizatsii fizicheskoi podgotovki v orga-nakh vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii» The order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of 13.11.12 No. 1025 "About the adoption of Manual on the organization of physical training in law-enforcement bodies of the Russian Federation". (in Russian).
  8. Piatisots"ka S. V. Individualization of training of young ka-ratekas at the initial stage with use of information technologies. Candidate"s thesis. Kh, 2010, 21 p. (in Russian).
  9. Smirnov V. M., Dubrovskii V. I. Fiziologiia fizicheskogo vospi-taniia i sporta . Moscow, Vla-dos-press, 2002, 608 p. (in Russian).
  10. Uskov S. V., Luk"ianova V. V, Razvitie operativnogo myshle-niia na zaniatiiakh po ruko-pashnoi podgotovke u kursantov obrazovatel"nykh organizatsii sistemy MVD Rossii Sover-shenstvovanie fizicheskoi, ognevoi i taktiko-spetsial"noi podgotovki sotrudnikov pravookhranitel"nykh organov. Fizicheskaiapodgotovka i sport: sbornikstatei. - Orel: Orlul MVD Rossii imeni , 2015. pp. 175178. (in Russian).
  11. Uskov S. V. Formation of professional abilities of cadets in the course of special technical and tactical preparation in HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS of the Ministry of Internal Affairs of Ukraine VNZ MVS. Ukraini Candidate"s thesis. K, 2010, 211 p. (in Russian).
  12. Kholodov Zh. K., Kuznetsov V. S. Teoriia imetodika fizicheskogo vospitaniia i sporta . Moscow, Akademiia, 2008, 480 p.
  13. Tserkovna O. V. Professional and applied physical training of students of higher educational institutions on the basis of factorial structure of their motive and psychophysi-ological readiness. Candidate"s thesis. Kh., 2007, 21 p. (in Russian).

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама