THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Следит весь мир. Атлеты, лыжники, гонщики и многие другие специалисты тратят все свое время и силы на бесконечные тренировки, правильное питание и подготовку к новым состязаниям. Можно с полной уверенностью сказать, что для большинства людей спортивные мероприятия являются важной составляющей жизни, будь то просмотр телевизионных трансляций с соревнований или самостоятельное занятие физической культурой.

Но что же такое спорт? Определение этого термина много раз переписывали, так как сегодня рамки спортивных культур настолько размыты, что даже устраиваются чемпионаты по компьютерным играм. А киберспорт и вовсе уже внесен в список соревнований Олимпийских игр.

Значение слова

Определение «спорт» появилось в русском языке довольно давно. Не секрет, что оно является аналогом английского слова sport. Однако мало кто знает, что и в иностранном языке оно было изменено. Первоначально англичане говорили disport, что в переводе обозначало «игра», «развлечение».

Если говорить о сегодняшнем определении спорта в русском языке, то это слово обозначает игровую соревновательную деятельность и подготовку к ней. Вполне логично. Сам же спорт основывается на применении физических упражнений, и его главной целью является достижение лучших результатов в той или иной отрасли. Кроме слово подразумевает раскрытие спортивного потенциала человека, повышение двигательной активности.

Если говорить простым языком, определение спорта будет представлять собой состязания, специализацию, зрелищность и направленность на высокие достижения. То есть за многие годы значение этого понятия не изменилось, нововведения коснулись только перечня культур, которые относятся к спортивным.

Виды спорта

По ФЗ РФ определение вида спорта представляет собой обособленную сферу общественных отношений, основанную на особых правилах. В этой среде занятий применяется определенный спортивный инвентарь или оборудование, которые не требуют использования средств индивидуальной защиты.

Опять же, говоря простым языком, вид спорта - это его конкретное направление.

Существует огромное количество типов спортивных мероприятий. Рассмотрим :

  • Игровой индивидуальный (бадминтон, теннис, сквош, гольф, шахматы и прочие).
  • Циклический (велосипед, плавание, конькобежный спорт).
  • Игровой командный (баскетбол, футбол, пейнтбол, хоккей и т. д.).
  • Спортивные единоборства (бокс, айкидо, фехтование, капоэйра).
  • Силовые (бодибилдинг, тяжелая атлетика, армрестлинг).
  • Сложнокоординационные (фигурное катание, прыжки на батуте и гимнастика).
  • Экстремальные (бокинг, кайтинг, бейсджампинг, сноубординг, каякинг и другие).
  • Технические (воздухоплавание, ралли, стрельба из лука, управление дронами).
  • Прикладные (яхтинг, парусный и конные спорт).

Также сегодня существует черлидинг, зорбинг и киберспорт. Все эти направления можно отнести к определению «спорт».

Зарождение спорта

Это направление появилось задолго нашей эры. Самые первые состязания проводились в древнем Вавилоне. Тогда такие спортивные соревнования были приурочены к поклонению богам. Покровителем Вавилона был Мардук, поэтому в его честь и проводились порой очень кровавые соревнования.

Через несколько столетий в Греции открылась первая олимпиада. Считается, что именно греки придумали определение спорту. Первоначально они проводили соревнование только по стрельбе из лука, фехтованию, гонках на колесницах, борьбе на поясах и метанию копий. Позднее перечень спортивных культур был расширен.

Спорт в различные исторические времена

В Средневековье католическая церковь, доминирующая над обществом, приняла решение запретить культ тела и все спортивные мероприятия. Однако фехтование, плавание и прыжки в длину все-таки оставались очень популярными Все соревнования проводили не для демонстрации физической развитости спортсменов, а сугубо ради зрелища.

Интеллектуальный спорт появился в эпоху ренессанса, а в конце 19 века были возрождены Олимпийские игры, известные и по сей день.

Физическая культура и спорт: определения разные

Эти понятия очень часто путают. На самом же деле спорт подразумевает соревновательный момент. Атлет или гимнаст всегда будет сравнивать свои результаты с достижениями соперника. То же самое касается и Олимпийских игр - это спортивное мероприятие. Победитель получает медаль, а проигравший отправляется совершенствовать свои навыки.

Если говорит о физической культуре, то в ней отсутствует компонент соревнований. Она направлена исключительно на укрепление здоровья и совершенствование своего тела. Человек, по парку бегущий в кроссовках - не обязательно спортсмен. Однако он следит за своим здоровьем и хочет, чтобы его тело было красивым. Соответственно, он занимается физической культурой.

Цели и задачи массового спорта

Как видно из всего вышесказанного, слово «спорт» очень многогранно. Оно не подразумевает под собой конкретные мероприятия. Зная определение и понятия спорта, будет также полезно узнать о таком явлении, как массовые соревнования.

Задачи таких мероприятий полностью совпадают с целями Массовый спорт - это прекрасная возможность для огромного количества людей, привести в норму свое здоровье и физическую форму. В занятиях таким видом упражнений, также отсутствует соревновательная составляющая. Главная цель и задача - укрепить свое здоровье, но доводя себя при этом до нервного истощения. Это подразумевает правильное питание, хороший сон и отдых.

Введение

Какую роль играет спорт в жизни человека? Во всём мире люди видят её по-разному. Одни очень прохладно относятся к спорту (некоторые даже считают его бесполезной тратой времени). Другие люди понимают смысл спорта и их, к счастью, больше, чем первых. Причём каждый из них может иметь разное отношение к спорту: кто-то предпочитает смотреть его по телевизору, кто-то - заниматься каким-либо видом спорта или общефизической подготовкой, ну а для кого-то спорт - это средство существования. Среди последних могут быть действующие спортсмены, тренеры, врачи, директора спортивных обществ, попечители спорта и др. И каждый из них вносит свой вклад в развитие спорта на нашей планете.

Спорт обладает удивительными свойствами. Он может объединять людей, знакомить их между собой, в большинстве случаев спорт укрепляет здоровье, характер и даже умственные способности людей, которые им занимаются, развивает в них такие навыки как скорость, ловкость, реакция, координация, выносливость, терпение и сила. Спорт делает людей более устойчивыми к негативным факторам внешней среды. Он часто приносит людям массу положительных эмоций, например, при победе любимой команды или при достижении человеком какого-то результата в нём.

Человек всегда старается упростить себе жизнь. Физический труд для него перестаёт иметь значение в связи с развитием техники. Человек постепенно теряет заложенный в нём физический потенциал, становясь дряхлым по сравнению со своими далёкими предками. На него очень плохо могут влиять такие соблазны, как спиртное, табак и наркотики. Спорт противоположен этим злым факторам и служит той альтернативой, которая не даст человеку стать алкоголиком, курильщиком и наркоманом. Роль спорта в нашей жизни очень велика .

Понятие спорта

Спорт (англ. sport , сокращение от первоначального англ. disport - "игра", "развлечение") - организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.

Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки, в сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков.

Спорт - составная часть физической культуры. Это собственно соревновательная деятельность и подготовка к ней. В нём ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, мобилизация физических, психических и нравственных качеств человека. Массовый спорт даёт возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие.

Спорт высших достижений - это единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физических и практических пределов здорового человека. Цель спорта высших достижений - это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.

СПОРТ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА

ИЛИ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Определение понятия «спорт»

Спорт - это сложное социальное явление, один из видов физической культуры общества, исторически сложившейся в форме соревновательной деятельности, специальной подготовки к ней, а также специфических межличностных отношений, норм и достижений, возникающих в процессе этой деятельности.

Принципиальной отличительной чертой спорта от других видов занятий физическими упражнениями является наличие соревновательной деятельности. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия физкультурника направлены на личное совершенствование безотносительно к достижениям в этой области других занимающихся.

Спорт - эффективное средство для совершенствования человека, для преобразования его духовной и физической природы; действенный фактор воспитания и самовоспитания.

Занятия спортом, участие в соревнованиях - это прекрасные возможности нравственного воспитания спортсменов. Спорт даёт ни с чем не сравнимую возможность проверить человека в самых острых бескомпромиссных ситуациях, раскрыть все стороны его характера, выявить его жизненное кредо.



Систематические занятия спортом содействуют формированию таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, настойчивость, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность и др.

В ходе спортивной борьбы раскрываются такие черты нравственного облика спортсмена, как благородство, честность, уважение к сопернику, способность подчинить своё поведение нормам спортивной этики.

Фэйр Плэй (англ. - честная игра) - массовое спортивное движение, в котором спортсмены, тренеры, болельщики, вообще все, кто связан со спортом должны придерживаться основного принципа - не стремиться к победе любой ценой , на спортивной площадке сохранять честь и благородство. По предложению Российского комитета Фэйр Плэй в 1993 году приз «Трофей Пьера де Кубертена за благородный жест» присужден нашей великой лыжнице Раисе Сметаниной. Среди лауреатов наград Фэйр Плэй - трехкратный олимпийский чемпион борец Александр Карелин, бесстрашная альпинистка не раз выручавшая товарищей в самую трудную минуту Екатерина Иванова, олимпийский чемпион по теннису Евгений Кафельников, передавший крупную сумму своих призовых денег семьям погибших в авиакатастрофе.

Занятие спортом и присутствие на спортивных соревнованиях, в ходе которых спортсмены демонстрируют физически совершенные и гармоничные движения, а также красивые, благородные поступки, развивают у людей чувство прекрасного, воспитывают у них эстетические вкусы, чувства, идеалы, потребности. Многие люди приобщаются к спорту не только потому, что они руководствуются какими-то утилитарными целями - укрепить здоровье, установить рекорд и т. п., в значительной степени их привлекает возможность получить эстетическое удовольствие от спортивных занятий, от возможности постоянно созерцать прекрасное и создавать его в виде совершенных по красоте движений, грациозного до виртуозности владения собственным телом, движениями и т. д.

При занятиях спортом возрастают показатели умственной работоспособности; восприятие, мышление и др.

Рассматривая роль спорта в умственном воспитании, следует учитывать его воздействие на интеллектуальные и познавательные возможности человека. Занимаясь физическими упражнениями, в процессе тренировки и соревнований, человек глубже познаёт закономерности, которым подчиняются формирование физического совершенства, развитие физических качеств, овладение умениями и навыками, приобретает важные знания о структуре и функциях организма, о причинах и механизме физического развития, о личной и общественной гигиене и т. д. Систематические занятия физической культурой и спортом укрепляют нервную систему, благотворно сказываются на общем самочувствии человека, стимулируют бодрость и жизнерадостность. По данным научных исследований, те, кто систематически занимаются физической культурой и спортом, болеют значительно меньше тех, кто к ним не причастен. Спорт, как ничто другое, помогает бороться с такими губительными, особенно для молодёжи, пороками, как курение, алкоголизм и наркомания.

Спорт является мощным средством профилактики различных заболеваний и, следовательно, фактором, гарантирующим достаточно высокий уровень физической готовности.

Определение понятий: «спорт» (в узком и широком понимании), «соревновательная деятельность», «спортивная деятельность», «система подготовки спортсмена», «спортивное движение», «спортивные достижения», «спортивная тренировка. Соотношение понятий: «спорт», «физическая культура» и «культура».

Спорт как многогранное общественное явление является сферой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важных средств этического и эстетического воспитания.

В качестве продукта общественного развития он составляет органическую часть культуры общества и в зависимости от конкретных социальных условий приобретает различные черты и формы.

Специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.

Исходя из сказанного выше, спорт в узком понимании можно определить как собственно соревновательную, специфической формой которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области физической культуры как специальная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей.

Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обществе.

Достижение высоких спортивных результатов невозможно без Достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контак- t ob , которые складываются между тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т.п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.

Таким образом, спорт в широком понимании представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности.

Достижение высоких спортивных результатов возможно только в том случае, если есть хорошо отлаженная система подготовки спортсмена . Она представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочно-соревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе определенных принципов и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям.

Система подготовки спортсмена включает в себя четыре крупных блока:

Систему отбора и спортивной ориентации;

Спортивную тренировку;

Систему соревнований;

Внетренировочные и внесоревновательные факторы оптимизации тренировочно-соревновательного процесса.

Основная подготовительно-тренировочная деятельность спортсмена осуществляется в условиях спортивной тренировки . Она является основной формой подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на управление спортивным совершенствованием спортсмена, обусловливающий его готовность к достижению высших результатов.

Важнейшим компонентом в системе подготовки спортсмена являются соревнования, выступающие как цель, средство и метод подготовки спортсмена. Соревнования определяются как специальная сфера, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечить их максимальные проявления.

Наивысшая готовность к выступлению в соревнованиях и достижение высоких спортивных результатов возможны при условии современного научно-методического обеспечения всей системы подготовки. Отсюда вытекает понятие «школа спорта», под которым понимают систему подготовки спортсмена, сложившуюся на основе новейших научных данных и передовой спортивной практики.

В практике спорта широко распространены понятия «спортивная деятельность» и «соревновательная деятельность» . Зачастую их употребляют как синонимы, однако содержание и смысловое значение каждого из них значительно отличаются друг от друга. Спортивная деятельность характерна для спорта как многогранное общественное явление, так как она затрагивает различные сферы деятельности человека. Достижение максимального результата невозможно без включения в сферу спорта большого количества людей различных профессий. Социологи, врачи, педагоги, физиологи, инженеры, специалисты из аппарата управления, сферы искусства, материально-технического обеспечения и многие другие обеспечивают функционирование спорта в стране. Причем деятельность этих людей определяется социальными и экономическими условиями жизни общества.

Спортивная деятельность есть упорядоченная организация деятельности по обеспечению максимального оздоровления и совершенствования человека в сфере спорта. Ее основные принципы и формы определяются социальными условиями функционирования спорта в обществе.

Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованиям выступает в своем абсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. И в этом плане это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляемая, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью которой является установление общественно значимых и личных результатов. Собственно соревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях. Соревнования - важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей. Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивное достижение, которое характеризуется количественным или качественным уровнем показателей в спорте.

Спортивное достижение - это показатель спортивного мастертства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных pe зультатах.

Спортивная и соревновательная деятельность, организация и проведение различного рода соревнований органически вливаются в спортивное движение, так как во всех направлениях последнего (массовый общедоступный спорт и спорт высших достижений) они играют существенную роль. Отсюда спортивное движение - это социальное течение, спортивная практика в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

Наряду с понятием «спорт» часто используют понятие «физическая культура» или их сочетание «физическая культура и спорт». Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Целый ряд социальных функций физической культуры распространяется и на спорт. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Это связано с тем, что под термином «физическая культура» понимают органическую часть культуры общества и личности, рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.

Такие виды спорта, как шахматы, шашки, бридж, модельно- конструкторские дисциплины, непосредственно не связаны с использованием физических упражнений как главных средств подготовки к спортивным достижениям.

Хотя спорт и является одной из составляющих физической культуры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определенную самостоятельность.

Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) - вольного сокращения первоначального слова disport - игра, развле­чение. Вот эта первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда - различное толкование термина «спорт». В зарубежной пе­чати с этим понятием объединяется «физическая культура» в ее оз­доровительном, рекреационном (восстановительном) аспектах. В отечественной популярной периодике и литературе, на телевидении и радио физическая культура и спорт трактуются по-разному, но иногда отождествляются. Однако в специальной литературе по фи­зической культуре и спорту каждое из этих понятий имеет четкое оп­ределение.

«Cпорт» - обобщенное понятие, обозна­чающее один из компонентов физической культуры общества, истори­чески сложившийся в форме соревновательной деятельности и специ­альной практики подготовки человека к соревнованиям.

Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен" всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование без­относительно к достижениям в этой области других занимающихся. Вот почему мы не можем назвать спортсменом бодрого старичка, пере­двигающегося по аллеям сквера «джогингом» - смесью быстрой ходь­бы и медленного бега. Этот уважаемый человек не спортсмен, он физ­культурник, использующий ходьбу и бег для поддержания своего здо­ровья и работоспособности.

Однако все эти рассуждения и примеры хотя и помогают догово­риться о едином толковании отдельных понятий, но не раскрывают всю многогранность такого общественного явления, каким является

современный спорт. Он выступает во многих ипостасях: как средство оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособ­ности, и как зрелище, и как профессиональный труд.

Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений. Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти дополнительные понятия, раскрывающие сущность его от­дельных направлений, их принципиальное отличие.

Массовый спорт. Его цели и задачи.

Массовый спорт дает возможность миллионам людей со­вершенствовать свои физические качества и двигательные возможнос­ти, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современ­ного производства и условий повседневной жизни.

Цель занятий различными видами массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скоррек­тировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходи­мыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, до­стичь физического совершенства.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.

К элементам массового спорта значительная часть молодежи при­общается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в до­школьном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее рас­пространение в студенческих коллективах.

Как показала практика, обычно в нефизкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов. Ныне действующая про­грамма по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здорово­му студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовому спор­ту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в учебное. Причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам студент. Более подробно мы остановимся на этом несколько позже.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама