THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

К спортивным упражнениям относится ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, самокате, спортроллере, каруселях и плавание. Спортивные упражнения способствуют укреплению основных мышечных групп, развитию костной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Они развивают психофизические качества (ловкость, быстроту, выносливость и др.), а также формируют координацию движений, ритмичность, ориентировку в пространстве, функции равновесия.

Во время занятий на свежем воздухе, при различной температуре воздуха в соответствующей одежде у ребенка повышаются защитные силы организма и обменные процессы в нем.

Кроме того, занятия спортивными упражнениями способствуют познанию детьми явлений природы, они приобретают понятия о свойствах снега, воды, льда, скольжении, торможении; устройстве велосипеда и т.д. У ребенка значительно расширяется словарный запас, развиваются нравственные качества: товарищеская взаимопомощь, дисциплина, согласованность действий в коллективе, смелость, выдержка, решительность и другие свойства личности. Ухаживая за физкультурным инвентарем, ребенок приобретает трудовые навыки, приучается к бережливости, аккуратности.

Катание на коньках - это один из важнейших видов спортивных упражнений. Оно имеет циклический характер, т.е. многократную повторяемость одних и тех же движений в одной и той же последовательности и большую амплитуду этих движений.

Катание на коньках принадлежит к числу естественных физических упражнений, близких по координации к движениям ходьбы и бега. Поэтому можно легко освоить данные упражнения, и они доступны для ребенка с разной физической подготовленностью. Катание на коньках - прекрасное упражнение для детей и взрослых - также является одним из любимых видов активного отдыха. Систематические занятия на коньках положительно влияют на организм ребенка и имеют огромное значение для оздоровительного, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Во время катания на коньках можно быстро передвигаться на свежем воздухе. Это укрепляет здоровье, закаливает организм, развивает быстроту, силу, ловкость и выносливость. Ребенок обретает бодрость, легкость при скором передвижении, ему приятно дышать холодным свежим воздухом. Холодный, чистый воздух окружающей среды благоприятно воздействует на организм ребенка, закаляет его. Закаливание - это важнейшая оздоровительная мера, предупреждающая заболевания. У детей происходит существенная рефлекторная стимуляция рос-га и развития, усиливается обмен веществ, повышается устойчивость организма к различным отрицательным воздействиям окружающей среды, будь то изменение погоды или атмосферного давления. Это способствует быстрому приспособлению к изменениям внешней среды без каких-либо нарушений функциональной деятельности организма.


Т. И.Осокина подчеркивает, что систематичность закаливания важна уже с раннего возраста как действенное средство против переохлаждения. Организм ребенка легче подвергается переохлаждению, чем у взрослых, потому что 80-90% всей теплоотдачи детей происходит через кожу. В процессе катания на коньках улучшаются терморегуляторные процессы. Дети получают удовольствие от катания на коньках, становятся крепкими, ловкими и смелыми. У детей вырабатывается согласованность движений рук и ног, укрепляются мышцы спины, живота и формируется осанка.

Катание на коньках содействует укреплению мышечного и костно-связочного аппарата нижних конечностей. По данным Л. Н. Пустынниковой, у детей укрепляется свод стопы из-за постоянного чередования напряжения и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения. Она отмечает, что во время катания на коньках повышается устойчивость вестибулярного аппарата, обеспечивающего поддержание равновесия и позволяющего детям «легко и свободно маневрировать на льду, выполнять различные фигуры». При этом как следствие развиваются органы дыхания, дыхательная мускулатура, поскольку дыхание согласуется с движениями. Усиленная работа дыхательного аппарата обеспечивает хорошую жизнедеятельность детского организма.

Катание полезно для развития тонкой координации и ритмичности движений. Оно способствует развитию разнообразных психофизических качеств: скорости, выносливости, силы и ловкости. Катание на коньках ведет к установлению более совершенного взаимодействия различных отделов центральной нервной системы и повышает работоспособность детского организма. Во время передвижения на коньках развивается пространственная ориентировка. Дети учатся ориентироваться и более правильно и экономно распоряжаться своими действиями на большой площади катка среди коллектива катающихся. Они приучаются оценивать удаленность одного предмета от других и от самого себя, получают первоначальные сведения о скорости передвижения. Это помогает детям быстро реагировать на изменившиеся условия во время бега на коньках и расширяет их кругозор.

Л.Н.Пустынникова считает, что умение и навыки, полученные на занятиях по катанию на коньках, используются детьми в самостоятельной деятельности и в играх. Дети привыкают к дисциплине и аккуратности. Они должны соблюдать определенные требования: быстро собираться на занятие, помогать другим детям шнуровать ботинки и входить на каток организованно, а после занятий почистить коньки и аккуратно сложить их в мешок.

От педагога они получают первоначальные сведения о технике катания на коньках: например, как принять исходное положение, как изменить направление движения, повышать скорость и оценивать движение своих товарищей. У детей во время катания на льду формируются и ценные личностные качества характера. Они самостоятельно принимают различные решения, проявляют находчивость, смелость, инициативу.

У них формируются навыки поведения в коллективе (например, детям на катке часто приходится помогать друг другу при шнуровании ботинок, когда на лед встает начинающий конькобежец). X. Замалетдинова подчеркивает, что для морального поддерживания и развития волевых качеств лучше, если родители тоже занимаются катанием на коньках. Это нравится детям, и они пытаются подражать взрослым.

Этот вид спорта заставляет обдумывать свое поведение и способствует развитию трудолюбия и товарищества, например, если выпал снег, дети вместе могут чистить каток или в ясную погоду подметать и поправлять валы. Дети получают огромное впечатление от окружающей природы и разнообразия самих движений. Это вызывает мощный поток раздражений, поступающих в центральную нервную систему от всех органов чувств. У детей развивается умение ценить прекрасное в природе.

В дошкольных учреждениях обучение катанию на коньках рекомендовано с 5–6-летнего возраста. Т. И.Осокина утверждает, что раньше этого срока обучать ребенка катанию на коньках нельзя, потому что он должен совершать на коньках трудные двигательные координации при малой площади опоры, а костно-связочный аппарат нижних конечностей еще недостаточно крепкий. Катание на коньках требует поддержания равновесия при передвижении на льду, что создает дополнительные нагрузки на центральную нервную систему.

Р. Соловейчик писал, что надо научить кататься на коньках каждого ребенка с пяти лет, при этом важно помочь ему всерьез поверить в свои силы, в возможность свободно передвигаться на коньках. А. В.Кенеман и Д. В.Хухлаева считают, что уже с трех лет дети могут научиться скользить по льду на коньках и совершать простые элементы фигурного катания, но в условиях детского сада требуется квалифицированное руководство, чтобы предупредить возникновение травматизма. Поскольку в этом возрасте у детей слабые голеностопные суставы и дети еще не могут самостоятельно надеть ботинки и зашнуровать их, обучение катанию на коньках рекомендуется проводить с 5-6 лет. Л.Н.Пустынникова считает, что старший дошкольный возраст благоприятен для начала занятий катанием на коньках. Она это объясняет следующими фактами. Организм 5-летнего ребенка вполне подготовлен к овладению элементарными навыками. В этом возрасте дети умеют управлять отдельными действиями целостного двигательного акта, например, сохранять равновесие, правильно держать туловище, соблюдать направление толчка, согласовывать движения рук и ног. У них улучшается моторная память и развивается речь.

Л.Н.Пустынникова разработала последовательность обучения катанию на коньках. Сначала ребенка следует ознакомить с правилами поведения на катке, уходом за коньками, одеждой; научить надевать ботинки, шнуровать их. Потом (задолго до начала обучения катанию на коньках) педагог разучивает с ребенком физические упражнения, укрепляющие мышцы ног, стопы; развивающие психофизические качества - быстроту, ловкость и др. С ребенком проводят упражнения в помещении без коньков и на коньках; на снегу, на ледяных дорожках. Эти упражнения очень эффективно способствуют освоению ребенком техники передвижения на льду.

Ребенка обучают правильному исходному положению («посадке конькобежца»); разбегу и скольжению на двух ногах; попеременному отталкиванию, скольжению на правой и левой ноге; исполнению поворотов направо и налево; торможению и остановкам.

Обучая катанию на коньках, педагог использует различные методы: показ, объяснения, вспомогательные средства; ребенок держится за руки взрослого, за сани-кресла, специальные стулья.

Воспитатель следит, чтобы дети не переутомлялись, поэтому жестко дозирует время проведения занятия. Оно по мере взросления ребенка увеличивается с 8 до 25-30 мин. По прошествии 5- 10 мин занятия ребенку дают возможность отдохнуть на скамейке в течение 2-3 мин. Важно, чтобы педагог сам был готов к проведению занятий по обучению катанию на коньках. Умение кататься на коньках закрепляется в подвижных играх типа «Перебежки», «Кто быстрее», «Кто дальше и др.

Катание на санках. Санки сопровождают ребенка всю жизнь. Ребенка первого года жизни на санках катают взрослые, 2-3-летний ребенок сам возит санки за веревочку, катая кукол. На четвертом году жизни дети катают на санках друг друга по дорожке.Постепенно задания усложняются: дети возят друг друга по кругу, «змейкой», выполняют различные задания.Обучая ребенка катанию с горки, воспитатель знакомит его с правилами, учит посадке на санки, управлению ими. В младших группах педагог помогает ребенку скатываться с горки.Ребенок старшего возраста скатывается с более крутых и длинных горок из разных исходных положений: сидя, стоя на коленях, лежа на животе, по одному и вдвоем.При спуске с горок ребенок может выполнить различные задания: позвонить в колокольчик, дотронувшись до него, снять повешенную игрушку и др.Катание на санках можно организовать в игровой форме. Педагог следит за дозировкой нагрузки, соблюдением правил катания ребенком, эстетическим оформлением горок и дорожек для катания. Длительность катания ребенка с горки увеличивается постепенно с 20 до 30 мин.

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад №67»

Консультация на тему:

«Использование элементов зимних спортивных

упражнений и игр на прогулке»

Разработала:

инструктор по ФИЗО

Елена Владимировна Белкина

г. Березники 2014г.

Значение спортивных упражнений для физического воспитания дошкольников.

В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особенный интерес вызывают у них спортивные упражнения (катание на санках, ходьба на лыжах и т. д.).

Спортивные упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Они проводятся на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.

В зависимости от того, насколько учитываются возрастные особенности физические возможности дошкольников, спортивные упражнения могут давать различные результаты в оздоровительном, воспитательном и образовательном отношении.

Катание на санках

Катание на санках не только развлечение для детей – оно оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка (вовлекает в работу почти все крупные мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме, усиливает функциональную работу внутренних органов). Оно связано с проявлением волевых усилий, с яркими эмоциональными переживаниями. Движения ребенка отличаются большим разнообразием, требуют развитого чувства равновесия, предъявляют соответствующие требования к вестибулярному аппарату, что приводит к более совершенному овладению и управлению движениями. Дети приучаются проявлять волю, преодолевать трудности и препятствия, помогать друг другу.


Скольжение по ледяным дорожкам, как и другие физические упражнения на открытом воздухе зимой, способствует предупреждению заболеваний, укреплению защитных сил организма, повышению работоспособности. Упражнения выполняются на ограниченной и скользкой площади опоры, что способствует развитию чувства равновесия. Умение сохранять равновесие в довольно сложных условиях и преодолевать появившиеся препятствия – двигательный навык, необходимый каждому человеку в ежедневной жизни и быту.

Ходьба на лыжах

Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. Обучать детей ходить на лыжах можно уже с трехлетнего возраста. Чистый, морозный воздух закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. При передвижении на лыжах работают все основные группы мышц, усиливается дыхание и кровообращение. Большая динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить развитие плоскостопия. Катание на лыжах способствует развитию пространственных ориентировок, координации движений. Благодаря регулярным занятиям на свежем воздухе дети меньше болеют простудными заболеваниями.

Во время лыжных прогулок и занятий ребятам приходится выполнять разнообразные действия: спускаться со склона, делать повороты, подниматься на гору определенным способом. Это способствует воспитанию у них морально-волевых качеств; смелости, решительности, приучает преодолевать трудности и препятствиям, формирует выдержку, воспитывает чувство дружбы, взаимопомощи .

Спортивные игры.

К зимним спортивным играм относят хоккей. Занятия хоккеем развивают точность, координацию, ловкость движений. Интенсивные движения на воздухе способствуют укреплению здоровья и закаливанию организма. Обучение игре в хоккей можно начать в старшей группе.

Спортивные упражнения зимой.

Катание на санках.

1. Везти санки поочередно то правой, то левой рукой.

2. Везти санки обеими руками.

3. Везти санки, перевозя на них легкий предмет или игрушку (снег, кукла и т. д.)

4. Толкать санки вперед, следуя за ними.

5. Катать друг друга.

6. Двое детей везут санки, на которых сидит один ребенок.

7. Взбираться на гору, везя за собой санки.

8. Спуск с горы, сидя на санках, ноги на полозьях.

9. Спуск с невысокой горы, управляя санками.

10. Спуска с горы тормозя ногами.

11. Спуск с невысокой горы проезжая воротца.

Для старших дошкольников

1. Толкать санки опираясь на сиденье руками сзади, объехать обозначенный ориентир и возвратиться назад.

2. Катать друг друга.

3. Везти санки, на которых сидит ребенок, до обозначенного ориентира, обозначенного ориентира, объехать его и возвратиться назад.

4. Вдвоем везти санки, на которых сидит товарищ.

5. Толкать санки опираясь на сиденье руками сзади, объехать обозначенный ориентир и возвратиться назад.

6. Спуск с горы стоя на коленях на сиденье.

7. Взбираться на гору везя за собой санки вдвоем.


8. Кататься с горы сидя вдвоем на санках.

9. Спуска с горы управляя санками с помощью ног.

10. При спуске с горы попасть в мишень (щит, корзина, обруч) снежком или маленьким мячом.

11. Кататься на ровном месте сидя на санках спиной вперед и отталкиваясь ногами.

Скольжение по ледяным дорожкам

Упражнения для младших дошкольников

1. Катать ребенка по дорожке держа его за руки.

2. Скользить по недлинной, слегка наклонной дорожке при помощи воспитателя.

3. Скользить по горизонтальной дорожке оттолкнувшись с места.

4. Скатываться с невысокой горы на ногах в глубоком приседе.

5. Скользить по горизонтальной дорожке после разбега (3-5 шагов).

1. Скользить по горизонтальной дорожке после разбега.

2. Скользить по дорожке после быстрого разбега и энергичного отталкивания.

3. Скользить по ледяной дорожке присев.

4. Скользить и во время скольжения присесть и выпрямиться спиной, за головой и т. д.

5. Скользить и выполнять движения руками: руки в стороны, за спиной, за головой и т. д.

6. Скатываться с невысокой горы на ногах.

Ходьба на лыжах.

Упражнения для младших дошкольников

Упражнения для ознакомления со свойствами лыж и снега

1. Найти свои лыжи в стойке, взять их и перенести к месту занятий.

2. Поставить лыжи на снег, закрепить ноги в лыжные крепления.

3. Стоя на лыжах поднять поочередно то правую, то левую ногу с лыжей.

4. Продвинуть одну лыжу вперед и назад, потом – другую.

5. Стоя на лыжах сделать небольшие приседания («пружинка»).

6. Сделать несколько шагов на лыжах.

7. Пройти на лыжах ступающим шагом по прямой.

1. Пройти на лыжах по снежному коридору длина 10 м, ширина 80 см.

2. Ходьба вслед за воспитателем скользящим шагом, стараясь не отрывать лыж от снега.

3. Пройти приседая под воротцами из лыжных палок.

4. Пройти по лыжне ступающим шагом (до красного флажка 10 м), потом – широким скользящим шагом (до синего флажка 20м).

1. Стоя на месте передвинуть одну лыжу носком вверх и вниз, прижимая пятку лыжи к снегу.

2. Стоя на месте передвинуть лыжу вправо и влево, прижимая лыжи к снегу.

3. Сделать несколько приставных шагов вправо и влево с опорой и без опоры на палки.

4. Повороты на месте вокруг пяток лыж на горизонтальной площадке.

1. Приставные шаги вправо и влево (стараясь ставить лыжи параллельно).

2. Переступание (боковым шагом) через палки, положенные на снегу на расстояние 1 м друг от друга.

3. Боковые шаги на горизонтальной площадке (ускоряя темп передвижения).

4. Подняться на пологий склон «лесенкой» повернувшись к склону сначала левым, а затем правым боком.

1. Принять правильную позу для спуска на ровном месте.

2. Спуск с очень пологого склона в основной стойке.

Упражнения для старших дошкольников

Упражнения для обучения скользящему шагу

1. Пройти на лыжах ступающим шагом по прямой.

2. Ходьба вслед за воспитателем скользящим шагом.

3. Ходьба по лыжне попеременно то ступающим, то скользящим шагом.

4. Пройти приседая под воротцами, стараясь не сбить их.

5. Ходьба на лыжах на согнутых ногах.

6. Отработка правильной координации рук и ног при ходьбе на лыжах.

7. Ходьба на лыжах со сложенными за спиной руками.

8. Ходьба по лыжне без палок сильно размахивая руками.

Упражнения для обучения поворотам

1. Повороты на месте вокруг пяток лыж.

2. Обойти стоящее на пути дерево делая поворот переступанием.

3. Передвижение на лыжах между флажками (стараясь не сбить их).

4. Передвижение по лыжне обходя лыжные палки (6-8), стоящие на расстоянии 2 м друг от друга.

5. Ходьба по лыжне, поворот вокруг флажка.

Упражнения для обучения подъемам

1. Боковые шаги на ровном месте в правую и левую сторону.

2. Подъем на склон «лесенкой».

3. Имитация подъема «елочкой» на ровном месте.

Упражнения для обучения спускам со склона

1. Спуск со склона в основной стойке.

2. Спуск со склона до ориентира.

3. Спуск со склона мягко пружиня ноги.

4. Свободный спуск.

Упражнения и игры с клюшкой и шайбой.

«Загони льдинку в ворота», «Передай шайбу», «Проведи шайбу «змейкой», «Сбей кеглю», «Забей шайбу в ворота с подачи», «Попади в круг». Несложные эстафеты «Гонки с шайбой».

Конспект лекций по теме: «Спортивные упражнения для дошкольников».

Цель: Развитие и формирование всестороннего развития личности дошкольника. Через спортивные упражнения увеличение двигательной активности детей дошкольного возраста, совершенствование деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной). Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой, к здоровому образу жизни.

ПЛАН

    Значение спортивных упражнений для физического воспитания дошкольников.

    Характеристика спортивных упражнений.

3. Спортивные упражнения зимой на воздухе.

3.1. Катание на коньках.

3.2. Катание на санках.

3.3.Скольжение по ледяным дорожкам.

3.4. Ходьба на лыжах.

4. Спортивные упражнения летом.

4.1. Катание на роликовых коньках.

4.2. Катание на качалках, качелях, каруселях.

4.3. Катание на велосипеде.

4.4. Плавание

1.Значение спортивных упражнений для физического воспитания дошкольников.

В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особенный интерес вызывают у них спортивные упражнения (плавание, катание на велосипеде, на санках, на коньках, ходьба на лыжах)

Спортивные упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно -сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.

При обучении спортивным упражнениям в детском саду необходимо формировать у детей интерес к физической культуре, а также потребность к самостоятельным занятиям. Достичь этого бывает не так уж трудно, если воспитатель поистине глубоко понимает значение физических упражнений для здоровья ребенка и имеет для этого соответствующую подготовку. Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных упражнениях, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны. Воспитателю необходимо учитывать, что содержание, методика проведения и планирование учебного материала по спортивным упражнениям имеют свою специфику. Их организация требует учета возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности, задач физического воспитания детей дошкольного возраста и специфики дошкольных учреждений.

В зависимости от того, насколько учитываются возрастные особенности физические возможности дошкольников, спортивные упражнения могут давать различные результаты в оздоровительном, воспитательном и образовательном отношении.

2. Характеристика спортивных упражнений

К спортивным упражнениям относится ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, самокате, каруселях и плавание. Спортивные упражнения способствуют укреплению основных мышечных групп, развитию костной, сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем. Они развивают психофизические качества (ловкость, быстроту, выносливость), а также формируют координацию движений, ритмичность, ориентировку в пространстве, функции равновесия.

Во время занятий на свежем воздухе, при различной температуре воздуха в соответствующей одежде у ребенка повышаются защитные силы организма и обменные процессы в нем.

Кроме того, занятия спортивными упражнениями способствуют познанию детьми явлений природы, они приобретают понятия о свойствах снега, воды, льда, скольжении, торможении; устройстве велосипеда. У ребенка значительно расширяется словарный запас, развиваются нравственные качества: товарищеская взаимопомощь, дисциплина, согласованность действий в коллективе, смелость, выдержка, решительность и другие свойства личности.

Ухаживая за физкультурным инвентарем, ребенок приобретает трудовые навыки, приучается к бережливости, аккуратности.

3. Спортивные упражнения зимой на воздухе.

3.1. Катание на коньках

Катание на коньках - это один из важнейших видов спортивных упражнений.

Оно имеет циклический характер, т.е. многократную повторяемость одних и тех же движений в одной и той же последовательности и большую амплитуду этих движений.

Катание на коньках принадлежит к числу естественных физических упражнений, близких по координации к движениям ходьбы и бега. Поэтому можно легко освоить данные упражнения, и они доступны для ребенка с разной физической подготовленностью.

Катание на коньках - прекрасное упражнение для детей и взрослых - также является одним из любимых видов активного отдыха. Систематические занятия на коньках положительно влияют на организм ребенка и имеют огромное значение для оздоровительного, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Во время катания на коньках можно быстро передвигаться на свежем воздухе. Это укрепляет здоровье, закаливает организм, развивает быстроту, силу, ловкость и выносливость. Ребенок обретает бодрость, легкость при скором передвижении, ему приятно дышать холодным свежим воздухом.

Холодный, чистый воздух окружающей среды благоприятно воздействует на организм ребенка, закаляет его. Закаливание - это важнейшая оздоровительная мера, предупреждающая заболевания. У детей происходит существенная рефлекторная стимуляция рос-га и развития, усиливается обмен веществ, повышается устойчивость организма к различным отрицательным воздействиям окружающей среды, будь то изменение погоды или атмосферного давления. Это способствует быстрому приспособлению к изменениям внешней среды без каких-либо нарушений функциональной деятельности организма.

Дети получают удовольствие от катания на коньках, становятся крепкими, ловкими и смелыми. У детей вырабатывается согласованность движений рук и ног, укрепляются мышцы спины, живота и формируется осанка.

Катание на коньках содействует укреплению мышечного и костно-связочного аппарата нижних конечностей. У детей укрепляется свод стопы из-за постоянного чередования напряжения и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения. Во время катания на коньках повышается устойчивость вестибулярного аппарата, обеспечивающего поддержание равновесия и позволяющего детям «легко и свободно маневрировать на льду, выполнять различные фигуры». При этом как следствие развиваются органы дыхания, дыхательная мускулатура, поскольку дыхание согласуется с движениями. Усиленная работа дыхательного аппарата обеспечивает хорошую жизнедеятельность детского организма.

Катание полезно для развития тонкой координации и ритмичности движений. Оно способствует развитию разнообразных психофизических качеств: скорости, выносливости, силы и ловкости. Катание на коньках ведет к установлению более совершенного взаимодействия различных отделов центральной нервной системы и повышает работоспособность детского организма.

Во время передвижения на коньках развивается пространственная ориентировка. Дети учатся ориентироваться и более правильно и экономно распоряжаться своими действиями на большой площади катка среди коллектива катающихся. Они приучаются оценивать удаленность одного предмета от других и от самого себя, получают первоначальные сведения о скорости передвижения. Это помогает детям быстро реагировать на изменившиеся условия во время бега на коньках и расширяет их кругозор.

От педагога они получают первоначальные сведения о технике катания на коньках: например, как принять исходное положение, как изменить направление движения, повышать скорость и оценивать движение своих товарищей.

У детей во время катания на льду формируются и ценные личностные качества характера. Они самостоятельно принимают различные решения, проявляют находчивость, смелость, инициативу.

У них формируются навыки поведения в коллективе (например, детям на катке часто приходится помогать друг другу при шнуровании ботинок, когда на лед встает начинающий конькобежец).

Этот вид спорта заставляет обдумывать свое поведение и способствует развитию трудолюбия и товарищества, например, если выпал снег, дети вместе могут чистить каток или в ясную погоду подметать и поправлять валы. Дети получают огромное впечатление от окружающей природы и разнообразия самих движений. Это вызывает мощный поток раздражений, поступающих в центральную нервную систему от всех органов чувств. У детей развивается умение ценить прекрасное в природе.

Обучая катанию на коньках, педагог использует различные методы: показ, объяснения, вспомогательные средства; ребенок держится за руки взрослого, за сани-кресла, специальные стулья.

Воспитатель следит, чтобы дети не переутомлялись, поэтому жестко дозирует время проведения занятия. Оно по мере взросления ребенка увеличивается с 8 до 25-30 мин. По прошествии 5- 10 мин занятия ребенку дают возможность отдохнуть на скамейке в течение 2-3 мин.

Важно, чтобы педагог сам был готов к проведению занятий по обучению катанию на коньках.

3.2 . Катание на санках

Санки сопровождают ребенка всю жизнь. Ребенка первого года жизни на санках катают взрослые, 2-3-летний ребенок сам возитсанки за веревочку, катая кукол. На четвертом году жизни дети катают на санках друг друга по дорожке.

Постепенно задания усложняются: дети возят друг друга по кругу, «змейкой», выполняют различные задания.

Обучая ребенка катанию с горки, воспитатель знакомит его с правилами, учит посадке на санки, управлению ими. В младших группах педагог помогает ребенку скатываться с горки.

Ребенок старшего возраста скатывается с более крутых и длинных горок из разных исходных положений: сидя, стоя на коленях, лежа на животе, по одному и вдвоем.

При спуске с горок ребенок может выполнить различные задания: позвонить в колокольчик, дотронувшись до него, снять повешенную игрушку.

Катание на санках можно организовать в игровой форме. Педагог следит за дозировкой нагрузки, соблюдением правил катания ребенком, эстетическим оформлением горок и дорожек для катания. Длительность катания ребенка с горки увеличивается постепенно с 20 до 30 мин.

3.3.Скольжение по ледяным дорожкам

Скольжение по ледяным дорожкам, как и другие физические упражнения на открытом воздухе зимой, способствует предупреждению заболеваний, укреплению защитных сил организма, повышению работоспособности. При правильно организованном занятии создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера (организованности, дисциплинированности, самостоятельности, активности) и проявления волевых качеств (смелости, решительности, уверенности в своих силах.). Упражнения выполняются на ограниченной и скользкой площади опоры, что способствует развитию чувства равновесия. Умение сохранять равновесие в довольно сложных условиях и преодолевать появившиеся препятствия – двигательный навык, необходимый каждому человеку в ежедневной жизни и быту.

3.4. Ходьба на лыжах

Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. Обучать детей ходить на лыжах можно уже с трехлетнего возраста. Чистый, морозный воздух закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. При передвижении на лыжах работают все основные группы мышц, усиливается дыхание и кровообращение. Красивая природа создает хорошее настроение, положительно влияет на нервную систему. Большая динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить развитие плоскостопия. Катание на лыжах способствует развитию пространственных ориентировок, координации движений. Благодаря регулярным занятиям на свежем воздухе дети меньше болеют простудными заболеваниями.

Во время лыжных прогулок и занятий ребятам приходится выполнять разнообразные действия: спускаться со склона, делать повороты, подниматься на гору определенным способом. Это способствует воспитанию у них морально-волевых качеств; смелости, решительности, приучает преодолевать трудности и препятствиям, формирует выдержку, воспитывает чувство дружбы, взаимопомощи.

4. Спортивные упражнения летом.

4.1. Катание на роликовых коньках

Роликовые коньки очень популярны в настоящее время. Обучение катанию на роликовых коньках рекомендуется со старшего дошкольного возраста. Ребенка учат передвижению, поворотам, торможению, остановке. Педагог показывает и объясняет детям технику передвижения, помогает им освоить движения. Он поддерживает ребенка, учит отталкиваться левой и правой ногой, согласовывая движения рук и ног; сочетать поочередное отталкивание то одной, то другой ногой с прокатыванием на двух коньках. Сделав 3-4 энергичных поочередных отталкивания, ребенок ставит ноги параллельно друг другу на небольшом расстоянии и катится до замедления хода или полной остановки. Делая поворот, он замедляет ход, немного наклоняя свое туловище в нужную сторону, и переступает, пока поворот не завершится, и движение продолжается после этого в новом направлении.

Навык катания закрепляется в подвижных играх. Продолжительность занятия постепенно увеличивается от 3-5 мин до 10-15 мин. Первоначально обучение катанию на роликовых коньках осуществляется индивидуально.

Когда все дети группы освоят катание на коньках, занятия проводят со всей группой.

4.2. Катание на качалках, качелях, каруселях

Эти виды физических упражнений развивают вестибулярный аппарат, укрепляют мышцы, совершенствуют психофизические качества.

В дошкольных образовательных учреждениях используются качалки различных конструкций (индивидуальные, парные и групповые). На втором году жизни ребенку рекомендуются индивидуальные качалки типа: лошадки, уточки, зайчики и др. Ребенку младшего дошкольного возраста рекомендуются качалки более сложного типа: качалка-лесенка, кресло, лодочка; качалки-скамьи с фигурными боками. Качалки могут быть в виде игрушки - самолет, конь. Для старших ребят приобретают качалки типа: самолет, кони и др.

Качели широко используются в работе с дошкольниками. Они не только достаточно эффективно развивают ребенка физически, но и доставляют ему большую радость.

Качели доступны всем, начиная с младенческого возраста. Качание на них приносит неоценимую пользу для здоровья. Ребенок, сидящий на них, вовлекается в движение в направлении качания. Когда это направление начинает меняться на обратное, его тело получает ощутимый толчок, как при внезапном торможении или ускорении транспорта. Ритмичные, следующие друг за другом толчки как бы «взбалтывают» кровь и тканевую жидкость, оказывают мягкое массирующее действие на внутренние органы и ткани организма ребенка. Физиологическое действие толчков состоит также и возбуждении внутренних рецепторов тела, связанных с центральной нервной системой. Эффект от качания усиливается, если тело качающегося расслаблено. Именно при таком состоянии тела колебания его внутренних органов и тканей возбуждают наибольшее количество рецепторов.

В младшем возрасте используются подвесные деревянные качели с огражденным сиденьем. После 15-20 качаний ребенок должен отдохнуть.

Круговое вращение на каруселях нравится ребенку. Оно развивает вестибулярный аппарат, ориентировку в пространстве. Групповые карусели имеют общую площадку. Ребенок располагается на стульчиках, фигурах или на полу.

Некоторые карусели ребенок сам приводит в движение; он вскакивает на нее, когда она начинает вращаться.

В зимнее время используется санная карусель и карусель на коньках.

Вращение на карусели дозируется. Педагог следит за соблюдением ребенком правил катания на карусели.

4.3. Катание на велосипедах

Езда на велосипеде играет значительную роль в воспитании у ребенка умения сохранять равновесие, координировать движения, развивает быстроту реакции на изменение окружающей местности, дороги (неровность дороги, препятствия, которые нужно объезжать, и др.). У ребенка развиваются мышцы ног, ритмичность, ориентировка в пространстве.

Велосипед должен соответствовать росту ребенка. В дошкольных учреждениях чаще приобретаются универсальные велосипеды, т.е. трехколесные, которые без труда можно переоборудовать в двухколесные. Изменение высоты седла при переоборудовании велосипеда из трехколесного в двухколесный производят с учетом роста ребенка.

На участке дошкольного учреждения отводится место, где дети могли бы ездить, не мешая другим, не сталкиваясь с ними. Желательно, чтобы это была ровная и довольно широкая дорожка примерно 50 м длиной и 3 м шириной. Если имеется небольшая, покрытая асфальтом площадка, то можно составить упражнения по езде на велосипеде с закреплением знаний о правилах передвижения пешеходов и велосипедиста на улице. Для этого можно использовать импровизированный переход, оборудовать светофор, поставить необходимые дорожные знаки, сделать соответствующую дорожную разметку.

Педагог, обучая ребенка, должен показать ему велосипед, объяснить, как его вести: 1) поставить велосипед с правой стороны; 2) взяться руками за руль, немного сдвинуться в сторону, чтобы педали не мешали при ходьбе; 3) совершая поворот, руль понемногу выворачивать в ту сторону, в которую необходимо направить велосипед. После этого показа дети поочередно ведут велосипед по дорожке, делая повороты вправо и влево.

Ознакомив ребят с тем, как нужно вести велосипед рядом с собой, воспитатель учит их сидеть и ездить на нем, естественно соблюдая необходимые правила безопасности.

Ребенку объясняют: необходимо встать слева от велосипеда, взяться руками за руль, правой ногой перемахнуть через седло и опустить ее на педаль. При этом массу тела также перенести на педаль, затем отделить левую ногу от земли и сесть на седло.

Ребенка обучают ехать прямо вперед, при этом педагог придерживает велосипед за седло, давая возможность ребенку проехать 15-20 м в заданном направлении.

Необходимо обучать ребенка ездить в указанном направлении, выполняя различные задания: объезжать препятствия, проехать «тоннель», проехать между двумя начерченными линиями

Очень полезно обучать ездить, соревнуясь. С этой целью проводятся игры-эстафеты, игры-соревнования «Кто первый?», «Кто быстрее?» и т.д.

Первоначально вождению велосипеда отводится 8-10 мин, а затем, когда дети усвоят технику вождения, это время можно продлить до 20-30 мин.

Дети учатся ездить по кругу, соблюдая очередность.

Когда каждый ребенок освоит езду на велосипеде, можно устраивать выезды на туристские прогулки.

4.4. Плавание

Практическое значение занятий плаванием огромно. Оно всесторонне развивает и закаливает организм (особенно дыхательную систему), так как на него при этом воздействуют сразу вода, солнце и воздух. Ребенку легче держаться на воде, нежели взрослому, поскольку подкожный жировой пласт у детей толще. Уже достигнув 7-9 месяцев, ребенок может (должен!) суметь самостоятельно продержаться на поверхности воды 8-10 мин. Однако этого можно достигнуть только при условии систематических и разнообразных тренировок на воде. Детей дошкольного возраста лучше всего учить плаванию в специально отведенных для этого местах. В детских садах - в плавательных бассейнах.

Сначала детям разрешается быть в воде 5-10 мин при условии, что ее температура 20-24 °С, а температура воздуха 24-28 °С. Заметив, что детям становится хоть немного холодно (а об этом можно догадаться по побледневшему лицу), нужно потребовать немедленного выхода из воды, проследить, чтобы дети как можно лучше вытерли полотенцами лицо, шею, голову, спину, живот и другие части тела, хорошо прочистили уши.

Когда дети учатся плавать, нужно приучить их не бояться воды. Дети дошкольного возраста часто боятся воды - нужно помочь им преодолеть этот страх, научить не бояться брызг, попадающих на лицо, смело входить в воду, окунаться, двигать в воде руками и ногами. Если ребенок боится самостоятельно войти в воду, воспитатель берет его за руку, помогает преодолеть страх и окунуться. Лучше всего чувство страха преодолевается, когда воспитатель держит ребенка за руки так, чтобы он был лицом к ней, и незаметно вводит ребенка в воду.

Обучение детей плаванию предполагает использование следующих упражнений:

1. Научить двигаться в воде в различных направлениях и в разных положениях: лежа на животе, на спине, бегать с игрушками по воде и без них. При этом воспитатель должен придать детской возне форму игры: движение, когда каждый машет одной рукой («лодочка с веслами»), спрятав руки за спиной («ледорез»), руки, сжатые в кулаки, выпрямлены вперед («рыба»), стоя на четвереньках («крокодил»), пятиться назад («рак») и бежать, высоко поднимая колени («лошадка»), и т.д.

2. Учить детей нырять в воду с головой. Дети плещутся, руками, разбрызгивая воду, делают «дождь». После этих упражнений можно попробовать нырнуть, пригнувшись, чтобы вода доходила до уровня глаз, потом - лежа на спине. Затем можно предложить окунуть голову, придерживая ее руками. Нужно, чтобы, окунувшись с головой, дети задержали дыхание.

3. Обучать движениям ног вверх-вниз, сначала сидя на берегу, потом уже сидя в воде. Движения выполняются выпрямленными ногами. Познакомив детей с движениями ног в положении сидя, можно приступать к обучению их тем же движениям в положении лежа на спине или на животе (в неглубоком месте). При этом упражнении нужно использовать различные резиновые игрушки и круги, надувные подушки и т.д.

4. Обучать движениям рук, используя сначала скамеечки. Дети учатся попеременно каждой рукой выполнять гребок. После этого движения рук и ног выполняются в воде, вначале касаясь ногами дна (как «крокодил»). Это упражнение напоминает плавание стилем кроль, только без выбрасывания рук вперед.

5. Учить выдоху в воду. Это упражнение сперва можно выполнить на берегу. С ладошки дети учатся сдувать легкий предмет (бумажку, листок, перо и т.д.). В воде, нырнув до подбородка, дети стараются «сдуть» воду («охлаждают горячий чай»). После этих упражнения можно разрешить детям, нырнув, делать выдох в воде. Необходимо знать, что дети дошкольного возраста обычно делают выдох в воде, присев на корточки, расставив руки в стороны. Так им легче сохранять равновесие.

Учитывая возрастные особенности ребенка 5-6 лет, выполнение каждого упражнения должно быть кратковременным. Зато в каждом занятии следует использовать большое количество разнообразных плавательных движений. Это значительно повышает заинтересованность ребенка в целенаправленных действиях, способствует дисциплинированности, эффективности обучения.

У детей мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослых, но сами сокращения происходят через меньшие промежутки времени и при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении удлиняются. Этим объясняется тот факт, что ребенок быстро утомляется, однако физическая утомляемость у него быстро проходит. Отсюда понятна неприспособленность ребенка к длительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам. Поэтому ребенку легче бегать, чем стоять на одном месте.

Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, которые уже к 5 годам достаточно хорошо развиты и постепенно начинают вовлекать в работу и мелкие слаборазвитые группы мышц. Поэтому занятия плаванием для всестороннего развития мышечной системы ребенка особенно благоприятны.

Движения при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью, цикличностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечной групп последовательно чередуются, что оказывает очень благоприятное воздействие на ребенка. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также благоприятно сказывается на деятельности сердечно-сосудистой системы.

Многие ритмичные движения ног при плавании, особенно в старшем дошкольном возрасте при недостаточно развитом тазовом поясе, обеспечивают большую разностороннюю нагрузку на нижние конечности, чем укрепляется тазовый пояс.

Пребывание в воде вызывает отдачу тепла, и она будет тем больше, чем ниже температура воды. При продолжительном пребывании в воде температура тела снижается. Переохлаждение недопустимо. При систематических занятиях плаванием сосудистая система дошкольника быстро приспосабливается к изменениям температуры воды и возникает устойчивость к холоду, что немаловажно при закаливании организма.

В 5-6 лет ребенок достаточно хорошо осваивает и выполняет различные движения, однако у него наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения. В связи с этим движения дошкольников усиливают деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем.

Основная цель обучения плаванию дошкольников заключается в содействии их оздоровлению, закаливанию, в обеспечении всесторонней физической подготовки, для вовлечения в раннем возрасте в занятия физкультурой и спортом, и, кроме того, плавание является таким же необходимым навыком, как и умение бегать, прыгать и т.д.

Обязательным условием обучения ребенка плаванию является теснейший контакт с родителями.

Таким образом, мы видим, что овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей дошкольного возраста.

Только систематическая совместная забота педагога, родителей о двигательном развитии ребенка может принести желаемые результаты: систематическое повторение одних и тех же упражнений и логическая преемственность занятий являются основными предпосылками успеха.

1.Значение спортивных упражнений для физического воспитания дошкольников.

В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особенный интерес вызывают у них спортивные упражнения (плавание, катание на велосипеде, на санках, на коньках, ходьба на лыжах)

Спортивные упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно -сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.

При обучении спортивным упражнениям в детском саду необходимо формировать у детей интерес к физической культуре, а также потребность к самостоятельным занятиям. Достичь этого бывает не так уж трудно, если воспитатель поистине глубоко понимает значение физических упражнений для здоровья ребенка и имеет для этого соответствующую подготовку. Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных упражнениях, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны. Воспитателю необходимо учитывать, что содержание, методика проведения и планирование учебного материала по спортивным упражнениям имеют свою специфику. Их организация требует учета возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности, задач физического воспитания детей дошкольного возраста и специфики дошкольных учреждений.

В зависимости от того, насколько учитываются возрастные особенности физические возможности дошкольников, спортивные упражнения могут давать различные результаты в оздоровительном, воспитательном и образовательном отношении.

Цель данной работы – рассмотреть спортивные игры и упражнения,. как элемент помогающий решить основные задачи физического воспитания, более конкретно,определится с выбором спортивной игры, . которую воспитатель может провести на прогулке или в спортивном зале, в свободное от занятий время, тем самым закрепляя основные движения, изучаемые на физкультурном занятии. Например, если основной целью занятия были упражнения на метание, то вполне логично будет запланировать игру в баскетбол или бадминтон в иное время. Для наиболее легкого выбора спортивной игры, мы составили таблицу, где указаны по каждой группе основные движения, подвижные игры, направленные на закрепление основных движений, спортивные упражнения, и непосредственно спортивные игры, с подробным пошаговым описанием организации занятий, для наиболее правильного овладения техникой спортивных игр, с учетом усложнения программы и физических навыков детей, соответствующих их возрасту. Спортивные игры описаны только для старшей и подготовительной группы. т.к. даже в этом возрасте проводится не чистая игра с полным набором правил и временных рамок, а только элементы спортивных игр, спортивные развлечения. Это связано с тем, что спортивные игры требуют длительных тренировок, огромного физического и нервного напряжения. При дозированной нагрузке дети овладевают элементами спортивных игр, которые в дальнейшем позволят более быстро овладеть техникой спортивной игры в полном объеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1/1/2011 г.

ПЛАН – ПАМЯТКА |

МДОУ ДСОВ № 35

обучение детей спортивным играм и упражнениям в детском саду

Цель данной работы – рассмотреть спортивные игры и упражнения,. как элемент помогающий решить основные задачи физического воспитания, более конкретно,определится с выбором спортивной игры, . которую воспитатель может провести на прогулке или в спортивном зале, в свободное от занятий время, тем самым закрепляя основные движения, изучаемые на физкультурном занятии. Например, если основной целью занятия были упражнения на метание, то вполне логично будет запланировать игру в баскетбол или бадминтон в иное время. Для наиболее легкого выбора спортивной игры, мы составили таблицу, где указаны по каждой группе основные движения, подвижные игры, направленные на закрепление основных движений, спортивные упражнения, и непосредственно спортивные игры, с подробным пошаговым описанием организации занятий, для наиболее правильного овладения техникой спортивных игр, с учетом усложнения программы и физических навыков детей, соответствующих их возрасту. Спортивные игры описаны только для старшей и подготовительной группы. т.к. даже в этом возрасте проводится не чистая игра с полным набором правил и временных рамок, а только элементы спортивных игр, спортивные развлечения. Это связано с тем, что спортивные игры требуют длительных тренировок, огромного физического и нервного напряжения. При дозированной нагрузке дети овладевают элементами спортивных игр, которые в дальнейшем позволят более быстро овладеть техникой спортивной игры в полном объеме.

1. Спортивные игры. Их взаимосвязь с основными видами движений, подвижными играми и спортивными упражнениями.

1.1. Бадминтон.

Игра проводится на площадке размером от 3.5×8 до 5×10м. посередине на высоте 130 см. натягивается сетка. Играющие попеременно отбивают волан через сетку. Если попавший допустил ошибку (дал волану упасть на свою площадку, отбил его за пределы площадки партнера или в сетку, ударил ободом ракетки), то подача происходит к другому игроку. Если ошибся защищающийся, то подавшему засчитывается очко. Игра продолжается до 5,7 или 10 очков (по договоренности). Игра может состоять из нескольких партий. Играют один на один, два на два или с большим составом команд, но каждому игроку отчерчивают зону, за которую он не должен выходить. Чтобы не мешать другим.

1.2 .Настольный теннис

Игра проводится на столе размером от 230×100 до 250×130 см. высота стола -65-68см. удобны столы, высота которых может изменяться. Стандартные ракетки несколько тяжелы для детей, поэтому ручку нужно укоротить на 2см и на 0.5 см уменьшить диаметр. В начале обучения даются упражнения с мячом настольного тенниса (подбрасывать и ловить мяч одной и двумя руками, перебрасывать мяч друг другу, играть в паре на столе без сетки и тд.). только при постоянных упражнениях с ракеткой дети могут освоить игру. Во время упражнений дети разбиваются на группы: одни играют на столе, другие выполняют движения в паре или индивидуально, затем меняются местами. Все упражнения необходимо выполнять как правой так и левой рукой. Во время игры дети подают подряд несколько подач (3.5). если допущена ошибка (мяч не принят, не попал на стол), другому игроку присуждается очко.

1.3. Городки.

Эта старинная русская игра развивает силу, глазомер, точность движений, выдержку. Для игры нужна площадка размером 5×3 м. с двумя городами (1.5×1.5м).в 3м от городов проводится черта (полукон), в 6м – другая (кон). По другую сторону городов устраивается земляной вал и на нем защитная стенка.

Цель игры – битой выбить из города 5 городков, составленных в определенную фигуру. Каждый игрок делает 2 броска. Вначале с кона, а затем (если хоть один городок выбит из города) с полукона. Побеждает тот. Кто на выбивание фигур(ы) затратил меньше бит. При комондных играх дети бросают по две биты, чередуясь с участниками другой команды, выбивающей такие же фигуры из своего города. При этом в командах должна быть заранее установлена очередность выхода на каждого играющего.

Бита представляет собой деревянную палку длиной 40 , 45, 50 см, диаметром 3,4,5, см. ручка биты должна быть тоньше и отполирована. Городки имеют длину 12 или 14 см.

Основной техникой игры в городки является бросок биты. Главная задача воспитателя – научить детей броску (бросок сбоку,бросок от плеча. обучение детей нужно начинать с показа. Затем дети имитируют бросок биты сбоку. Бросать биты начинают с полукона. Стремясь выбить вертикально поставленный городок. Затем переходят к броскам с кона, выбивая простые фигуры из 2-3 городков. Дети постепенно учатся устанавливать 5-6 более сложных фигур.

1.4. Баскетбол.

Обучение детей элементам баскетбола включает овладение передачами мяча на месте и в движении, ведением, бросками по корзине. Используя игровые упражнения, нужно постепенно подвести детей к игре в баскетбол, по упрощенным правилам. Игра проводится на площадке размером от 5×10 до 7×13м. границы площадки обозначаются линиями. На противоположных частях площадки устанавливаются щиты размером 120×80 см. щит прикрепляется к столбу. Баскетбольное кольцо стандартных размеров крепится в 20 см от нижнего края щита на высоте 1.7 -2мот земли. Дети играют мячами (окружностью 40-50 см).

Цель игры – за отведенное время и передавая мяч партнерам по команде, забросить как можно больше мячей в кольцо другой команды. Состав команды 5 человек. Играют в 2 тайма по 3-5 мин. За попадание в кольцо дается 2 очка. С мячом в руках нельзя делать более 3 шагов. Передвигаться с мячом можно, отбивая его от площадки. Нельзя толкать игроков, хватать их за одежду ит.д,. за нарушение правил мяч отбирается и вводятсяв игру из-за боковой линии игроком другой команды. За грубое нарушение правил игрок может быть удален на 1-3 мин с правом замены.

1.5. Футбол

В футбол можно играть летом и зимой. Детей нужно научить вести мяч, передавать его партнеру с учетом его движения, бить по воротам с места и после ведения ногой. Площадка для игры может иметь размеры от 5×10 до 20×40 м в зависимости от количества играющих в командах. Состав команд должен быть небольшим. Только тогда дети научатся играть. Можно увеличить число участников игры. Играют два тайма по 3-5 мин с перерывом. Во время которого играют две другие команды. В игре нельзя толкаться. Ударять по ногам, брать мяч в руки (за исключением вратаря). Мяч выбитый за пределы площадки, вводится игроком другой команды из-за боковой линии броском двумя руками из-за головы.

Итак мы дали основные правила спортивных игр. используемых в работе с дошкольниками. но для наиболее полного представления о методике обучения спортивным играм и их взаимосвязи с остальными параметрами мы предлагаем рассмотреть следующие таблицы.

Таблица № 1

Таблица № 2

группа

Спортивные упражнения

Спортивные игры

Средняя гр.

Катание на санках:

Кататься на санках с невысокой горки по одному; катать друг друга, ведя санки за шнур; подниматься с санками в горку.

Скольжение

Самостоятельное скольжение по недлинной наклонной доске и горизонтальной дорожке после разбега.

Катание на велосипеде:

Все дети должны уметь кататься на трехколесном велосипеде, плавно нажимая на педали поочередно то одной. То другой ногой. В седле сидеть свободно, прямо, не напрягая плеч и рук; держаться за руль непринужденнее, смотреть вперед на 4-5 м. по направлению движения, но не на колесо или под ноги.

Купание (подготовка к плаванию):

Купание проводится в бассейне детского сада. Пребывание в воде 5-10 мин.(температура воды +21-25 градусов. Начинается осваивание в воде. Детей приучают смело входить в воду, окунаться и плескаться на мелком месте. Учатся передвигаться в воде за руки, по одному в разных направлениях, спиной вперед, передвигаясь по дну на руках вперед и назад, в стороны, приучаются ходить в воде в горизонтальном положении, вытянув ноги. учатся погружать лицо в воду.

Не проводятся.

Таблица № 3

группа

Спортивные упражнения

Спортивные игры

Старшая гр.

Катание на санках:

Разрешается спускаться с более крутых и длинных естественных горок. Можно спускаться вдвоем.

Скольжение:

Скользить поставив руки, например на пояс, за спину и т.д. полезными для овладения являются ритмичные приседания и выпрямления во время скольжения.

Катание на велосипеде:

Закрепляются и совершенствуются навыки катания на двухколесном велосипеде, особенно езда на повороте вправо и влево и катание по прямой. Детей приучают ездить с разной скоростью.

Обучение правильному выдоху на суше; обучение скольжению; овладение правильными движениями ног; затем движения совершенствуются в сочетании с продвижением на руках вперед.

Бадминтон:

Обучение начинается с подбрасывания волана вверх без ракетки, не давая ему упасть на землю. Подбрасывать и ловить волан легкими ударами ракетки, не давая упасть на землю. Затем программа усложняется: подбивать волан ракеткой, не сходя с места; перебрасывать волан друг другу без ракетки с расстояния 1,5-2м. подбивать несколько раз волан ракеткой на месте, свободно перемещаясь по площадке, переходя с одной стороны площадки на другую. Подбивать волан. Поворачивая ракетку с каждым ударом другой стороной.

В конце года дети должны уметь перебрасывать волан друг другу правой и левой рукой с расстояния 1.5-2м. . Имитировать ракеткой удары сверху, снизу, справа и слева (8-10 раз). Стоя в шеренге на расстоянии 1м друг от друга. Отбивать волан, посланный воспитателем рукой. Распределившись на пары, бросать волан руками партнеру под удар. Подбивать ракеткой удары 5-7 раз подряд. Имитировать ракеткой удары. В порах отбивать волан, брошенный партнером рукой. Подбивать волан ракеткой, выполняя различные задания: обойти предмет, пройти между предметами.

Городки:

В начале года дети стоят в шеренге. Воспитатель дает правила игры. Дети имитируют бросок биты и ее замах затем они по одному бросают биту в полукона, стараясь сбить вертикально поставленный городок. Самостоятельно принимать правильное исходное положение, 8-10 раз имитировать бросок биты. Один за другим бросать биту с полукона. Стараясь сбить два городка, поставленных вертикально.В конце года дети должны один за другим выбивать с полукона два городка, поставленных вертикально. Знакомить детей с фигурами « забор» и «бочка». Один за другим бросать одну биту с кона, другую с полукона, стараясь сбить два вертикально поставленных городка. Уметь складывать фигуры « бочка и ворота». Уметь выстанавливать из городков 2-3 фигуры. Выбивать их с полукона двумя битами. Дети должны соревноваться парами. Соревнуясь в парах, выбивать фигуры с полукона. По очереди бросать две биты подряд. Играть парами, выбивая с полукона вначале фигуру « ворота», затем « колодец» и « бочка».

Баскетбол:

Бросать мяч вверх (о землю) и ловить двумя руками, подбрасывать и ловить после отскока от земли. Соревновать ся. кто больше подбросит мяч и поймает не уронив его. Ловить мяч двумя руками после подбрасывания вверх. Удара о площадку. Выполнить это упражнение с хлопком в ладоши. С расстояния 1 м. бросать мяч в стену двумя руками снизу и ловить его. Бросать мяч от груди в стену двумя руками и ловить. В парах с расстояния 1-1.5 м. перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди. Перебрасывать мяч партнеру. Делая шаг вперед. Стараться посылать мяч по навесной траектории и попадать точно в руки товарищу. Бросать мяч в стену. Делая шаг вперед, и ловить его двумя руками. бросать мяч в стену от груди двумя руками, чтобы ловить его над головой. Принимать стойку баскетболиста. Свободно бегать по площадке, останавливаться на два шага, первый более длинный, при этом тело сгибается и отклоняется назад. Добиваться высокого отскока мяча от земли. Стараться вести ритмично мяч. ударяя его о площадку 2-3 раза на каждый шаг. бросать мяч в щит с расстояния 1.5м.вести мяч сбоку от себя. Бросать мяч в кольцо двумя руками.

Футбол:

Перекатывать мяч друг другу правой и левой ногой (по 10-15 раз), то же с расстояния 2 м.. легкими касаниями ноги вести мяч с одной стороны площадки до другой (3-5 раз), чередуясь с партнером. Стоя в двух колоннах. Один за другим вести мяч между кеглями, поставленными в ряд на расстоянии 1м., вернуться назад и передать мяч следующему. Ударять мяч о стену ногой с расчетом, чтобы он откатился обратно к ноге. Останавливать мяч ногой и вновь посылать его в стену (по 10-12 раз каждой ногой). По двум сторонам площадки поставить по 3-4 предмета. Дети ведут мяч по кругу. Обводя предметы. Передавать мяч ногами друг другу с расстояния 2-2.5 м.стоя напротив обвести мяч вокруг партнера, вернуться на свое место и послать мяч точно товарищу, который останавливает его движением ноги. Обводить мяч между кеглями змейкой. Стоя в 2-3 колоннах. дети по очереди стараются попасть в ворота (ширина 80 см) с расстояния 2-2.5 м. передавать мяч ногами друг другу с расстояния 3-3.5 м. попадают в поставленный предмет. Отбивать мяч от стены с расстояния 1.5 м. несколько раз подряд. Играть в командах по 4 человека.

Таблица № 4

группа

Спортивные упражнения

Спортивные игры

Подготовительная гр.

Катание на санках:

Дети возят друг друга тройками, устраивают веселый санный «поезд», катаются сидя на конце санок спиной вперед и отталкиваясь ногами, катание с горок.

Скольжение:

Дорожки длинной 6-10м. дети энергично разбегаются по снегу, а затем скользят по ледяной дорожке стоя или присев. Скатываются, скользя на ногах, и с невысоких горок.

Катание на велосипеде:

Совершенствуется катание на двухколесном велосипеде в самостоятельной езде без помощи взрослого прямо, с поворотом и по кругу.

Купание(подготовка к плаванию):

Повторяются и закрепляются подготовительные к плаванию упражнения. Выдох в воду и скольжение на груди и на спине. Количество одновременных повторений выдоха в воду постепенно нарастает до 15-20 раз подряд. Открывают в воде глаза. Плавание с надувными предметами. Осваивается плавание на спине.

Бадминтон:

Воспитатель показывает как надо держать ракетку (как молоток). Имитировать удары ракеткой снизу. Сверху, справа, слева. дети учатся

Подавать волан ударом ракетки снизу. Подбивать волан ракеткой как можно большее количество раз, продвигаясь от одного предмета к другому. Стараться отбивать волан в руки педагога. Подбивать волан, продвигаясь по площадке между предметами. Стараться отбивать волан в руки бросаемому. Упражняться в подаче волана. Дети пробуют играть в парах между собой. Стараться попасть при подаче попасть воланом в нарисованный на площадке круг. Подавать волан за черту, находящуюся в 2-3 м. , попадать воланом обруч. Играть в парах. подбивать волан, продвигаясь между предметами, чередуя стороны ракетки. Распределившись на пары. Упражняться в подаче волана через сетку, натянутую на высоту 130 см. Дети распределяются на команды. Две команды играют через сетку. Остальные дети, ожидая своей очереди, играют в парах. Играть командами в парах через сетку.

Настольный теннис:

Учить правильно держать ракетку. Выполнять ракеткой движения: поворачивать ракетку вправо и влево, вверх. Вниз, не меняя положения пальцев. Все упражнения выполнять правой и левой рукой. Подбрасывать и ловить мяч настольного тенниса одной рукой. Ловить после отскока от площадки. Удерживать мяч на ракетке, приседать ходить, стараясь не уронить мяч. Бросать мяч в стену и ловить его одной рукой после отскока от площадки. Учить перебрасывать мяч друг другу с отскоком от с тола и ловить его двумя руками и одной рукой. Отбивать мяч ракеткой после отскока от стола, стараясь попасть в стол. В парах отбивать мяч ракеткой после отскока от стола, стараясь вновь попасть в стол. Учить играть в паре на столе без сетки. Отбивать мяч ракеткой после удара о стену и отскока от площадки несколько раз подряд. Игра с воспитателем на столе с сеткой до 5 очков. Играть друг с другом. Отбивать мяч от стены по 3-5 раз подряд. Играть с воспитателем на столе с сеткой. Играть друг с другом до 5-7 очков без упрощения правил.

Городки:

дети имитируют бросок биты сбоку. Стараются выбить два. а затем три вертикально поставленных городка. Дети бросают одну биту с кона, другую с полукона.по очереди бросать биту сначала с кона, затем с полукона, стараясь выбить 2-3 городка, поставленных вертикально. Сначала выбивают фигуру « забор» , затем « бочка»и « колодец». Фигуры дети устанавливают сами. Воспитатель показывает бросок биты от плеча. Дети имитируют бросок. Приняв правильное исходное положение (8-10 раз). Один за другим бросать биту с полукона от плеча, стараясь выбить фигуру «забор» (2 раза). Игра в парах. Сначала выбивается фигура « бочка», затем «колодец» и «ворота». Игра парами. С кона дети бросают биты сбоку с полукона – ударом от плеча. Сначала выбивается «бочка», «пушка», «ворота», «колодец», «письмо».

Дети образуют команды по 4-5 человек. В командах определяется очередность. Играющие одной команды, чередуясь с играющими другой команды, бросают по две биты. Выбиваются по три фигуры: «ворота», «колодец» и «письмо». Побеждает команда, выбившая все три фигуры меньшим числом бит. Дети один за другим выбивают фигуру «ворота», стремясь затратить меньше бит. Играть командами. Выбивая 4 фигуры.

Баскетбол:

Бросать мяч вверх и ловить его двумя руками после отскока от земли. Принимать стойку « баскетболиста». В парах из стойки баскетболиста перебрасывать мяч с расстояния 1.5 -2 м. бросить мяч в кольцо руками от груди. следить. Следить,чтобы броски выполнялись из стойки баскетболиста. Вести мяч попеременно правой и левой рукой, обводя поставленные на площадке предметы (кубики). Передавать мяч в тройках по кругу. Отбивать мяч от площадки поочередно правой и левой рукой. После броска, занять место того, кому брошен мяч, т.е. бежать вслед за мячом. Один за другим вести мяч между кеглями правой и левой рукой. Перебрасывать мяч друг другу и в кольцо двумя руками от груди и одной рукой от плеча. Самостоятельно играть с мячом. Бросать мяч в кольцо, выполняя упражнение в парах. Перебрасывать мяч в парах. Третий находится между ними и старается перехватить мяч или коснуться его рукой. Натянуть шнур на высоте 1.5 2 м.. в парах перебрасывать мяч друг другу через шнур двумя руками от груди и одной рукой от плеча. Дети образуют несколько кругов по 5-6 человек и перебрасывают мяч разными способами, а ловишка ловит его. Стоя в двух колоннах в -10 м от щита, дети поочередно ведут мяч ближе к щиту и бросают его в кольцо. Затем подбирают мяч. Ведут его обратно и передают следующему игроку. Играть в баскетбол командами по 5 человек.

Футбол:

Передавать мяч друг другу правой и левой ногой с расстояния 2-3 м. вести мяч змейкой между поставленными в ряд кеглями, поставленными в ряд. Передавать мяч в парах с расстояния 3 м., обращая внимание на остановку мяча уступающим движением ноги. Пары расходятся на расстояние 5-6 м., посередине кегля. Дети стоя попарно в шеренгу лицом друг к другу на расстоянии 2-х м. . у каждой пары мяч и дети продвигаясь шагами вперед передают мяч друг другу ногами.

В 3м. от стены ставят 3-4 кегли. 3-4 детей подходят к черте и ударом ноги по мячу стараются попасть каждый в свою кеглю (3-4м). игра в футбол в командах по три человека, пытаться забить мяч в ворота. При нарушении правил мяч передается другой команде. через три минуты на площадку выходят следующая команда. Игра в футбол в командах по три человека. Один играет в защите (ближе к своим воротам), два других – в нападении (ближе к воротам другой команды) нужно объяснить детям основные задачи игрока в защите и нападении. Продолжительность игры в футбол увеличить до 5 минут. В парах передавать мяч правой и левой ногой с расстояния 2-3м, затем 3-4м. игра в футбол по 4-5 человек в команде. Каждая команда проводит по два тайма по 3-5 мин.

Список используемой литературы.

1) Т.И.Осокина «физическая культура в детском саду» . Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1978Г. 286 стр.

2) В.Г. Фролов « Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1986 Г. 159 стр.

3) Э.Й. Адашкявичене « Баскетбол для дошкольников» Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1983 Г. 79 стр.

4)В.Г. Гришин «Игры с мячом и ракеткой» Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1982 Г. 96 стр.

5) « Физическое воспитание детей дошкольного возраста» под ре. А.И. Шустова Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1982 Г. 158 стр.

6)А.И. Фомина « Физкультурные занятия в детском саду» Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1984 Г. 159 стр.


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама